На сегодняшний день в сухопутной армии Российской Федерации на вооружение имеется три типа основного боевого танка (ОБТ): Т-72, Т-90, Т-80. Эти танки существуют в разных модификациях, которые могут существенно отличаться друг от друга. Отдельно отметим перспективный новый ОБТ Т-14 "Армата", который, проходит испытания и пока не может считаться полноценной боевой машиной танковых войск.
Данная ситуация, можно сказать, досталась в наследство российской армии с советских времен. Дело в том, что Советский Союз был единственной развитой страной мира, который имел на вооружении три типа ОБТ практически одновременно. Речь идет о танках семейства Т-64, Т-72 и Т-80. Данные боевые машины были разработаны в разное время и разными конструкторскими коллективами, имели свои достоинства и недостатки, но, в целом, по своим боевым возможностям, были сопоставимы. Так как, в СССР при создании ОБТ присутствовал изрядный момент конкуренции между конструкторскими бюро и танковыми школами, все три ОБТ имели мало общего в конструкции, хотя концептуально были похожи. Например, каждый тип ОБТ имел свой двигатель, ходовую часть, автомат заряжания и пр., что приводило к необходимости, для эксплуатации этих машин, иметь для каждой из них свой запас запчастей и много другого. Такое разнообразие неминуемо порождало логистические проблемы в случае если бы стране пришлось вести большую войну. Кроме того, иметь и содержать три типа ОБТ было банально дорого, хоть тогда вопрос этот и не стоял так остро, как сегодня. Как ни крути, но содержание трех ОБТ одного поколения пожирало ресурсы, которые были нужны для создания следующего поколения основного боевого танка.
Во всех развитых странах имеющих свои танки это прекрасно понимали, поэтому имели один ОБТ на вооружении. В Германии ОБТ "Леопард", в США ОБТ "Абрамс", во Франции ОБТ "Леклерк", в Израиле ОБТ "Меркава". Безусловно, эти танки не сразу заменили собой в армии все ранее стоящие образцы. Какое-то время всегда на вооружении могут находиться старые образцы и новый ОБТ идущий ему на смену. Это нормально. Но это не меняет сути дела, т.к. ОБТ должен быть только один, что вытекает даже из его названия "основно боевой танк". Танк этот, после принятия на вооружения и замены им старых машин, проходит дальнейший путь модернизаций и постепенно развивается согласно современным тенденциям. Такой путь прошли все ОБТ западных стран. Эта практика позволяет не распылять средства на параллельные разработки и сосредоточиться на развитии основного типа танка. В итоге экономится время и деньги, достигается нужный результат.
Вернемся к нашей стране. На сегодня у нас есть танки в следующем количестве:
Т-72Б — в войсках 2000 ед., 7500 ед. на хранении
Т-80У, Т-80БВ — в войсках 450 ед., на хранении 3000 ед.
Т-90А — в войсках 900 ед.
Большая часть это ОБТ типов Т-72 и Т-90. Конструктивно они похожи, более того, Т-90 это дальнейшее развитие Т-72. Другое дело танки Т-80. Танк создавался в другом констукторском коллективе, имеет оригинальную ходовую часть и двигатель (ГТД), свой автомат заряжания, даже орудие, несмотря на одинаковый тип 2А46М, было модифицировано под автомат заряжания этого танка. Вообщем, танк не имеет практически ничего общего по конструкции с семейством Т-72/Т-90.
До недавнего времени у нас реализовывалась довольно здравая концепция по модернизации стоящих на вооружении 7-72Б до уровне Т-72Б3. Программа эта идет и уже модернизировано около 1500 машин. Т-90 также планируется довести до Т-90М, но здесь пока ясности мало со сроками. На смену этим танкам, в перспективе, должен был идти новый ОБТ Т-14 "Армата". Конечно, хотелось бы сразу заменить все старые танки новыми "Арматами", но это вряд ли получится сделать в обозримой перспективе по экономическим причинам. Но, в целом, все было понятно и логично и данный вариант обновления танкового парка был выбран как лучший из возможного. Во всяком случае, таким путем пошли и другие страны со своими ОБТ.
Но не так давно снова был сделан разворот в сторону советского опыта. Было объявлено, что и третьему типу ОБТ в нашей армии опять быть: Т-80 будут модернизировать до уровня Т-80БВМ.
Мотивируется данное решение, тем что армии остро необходим этот тип ОБТ для северных широт из-за наличия на нем ГТД (газо-турбинного двигателя), который лучше работает при низких температурах. Действительно, при низких температурах ГТД может лучше запускаться. Но танки с дизельными двигателями, например модификации ОБТ "Леопард", успешно эксплуатируются в армиях Норвегии и Финляндии где тоже регулярно случаются очень низкие температуры и как-то их не стремятся заменить на танки с ГТД.
Если учесть, что больше никаких преимуществ Т-80БВМ перед Т-72Б3/Т-90М практически не имеет есть ли смысл тратить средства на модернизацию и дальнейшее содержание еще одного типа ОБТ? В конце-концов, для запуска дизельного двигателя в низких широтах танки можно оборудовать предпусковыми обогревателями. Такая модернизация будет стоить копейки по сравнению с расходами на еще один тип ОБТ. Неужели нашему военному бюджету, который и так сокращается, нужна дополнительная нагрузка в виде "северного" ОБТ, который не имеет, кроме скорости, никаких преимуществ перед уже имеющимися танками типа Т-72Б3 или Т-90? С моей точки зрения, эти средства лучше и полезнее было бы отправить на модернизацию Т-72Б3, хотя бы на то чтобы установить, наконец, на него панорамный прицел и дистанционно управляемый крупнокалиберный пулемет. Также средства можно было бы направить на доведения до ума "Арматы". Ситуация с планами по модернизации Т-80БВМ заставляет задуматься о влиянии лоббистов ВПК на принятие подобных решений.