Найти тему
Техносказки

“Золотая лихорадка” виртуального мира

Здесь, в клетке, все так знакомо и привычно; выглянув в большой мир свободы, с его радостями и опасностями, человек возвращается в клетку, с ее рычагами и кнопками, зная, что если он будет нажимать вовремя, то получит еду, питье и иногда удовольствие. Но такой человек в клетке всегда боится, что какая-то сила, большая, чем он сам, Великий Экспериментатор или Великий Компьютер, изменит финал.
Эрик Берн, “Люди, которые играют в игры”

Американский психолог и психиатр Эрик Берн отметил тот факт, что большинство людей удерживает в повиновении определенный сценарий, который позволяет обращаться с ними, как с лабораторными животными: манипулируя, сажая в клетки и, при необходимости, принося в жертву.

Люди привыкли играть в игры: культурные традиции, воспитание, сформированный родителями и обществом “сценарий” и масса других внешних факторов формируют наш путь и отношение к окружающему миру. Между тем, правила игры непрерывно меняются - их переписывают как отдельные “власть имущие”, так и совокупная деятельность человечества, выраженная, например, в плодах технологического прогресса.

Пластичность мира дополняется инертностью людского сознания - так, например, набор существующих технологий позволяет оптимизировать и улучшить жизни большинства людей, однако общество буксует, а спасительные инновации вроде “зеленой” энергетики, автономной логистики и безусловного базового дохода терпеливо ждут своего часа.

Развитие интернета стерло львиную долю разделяющих нас барьеров и расстояний. В мир постепенно вползает новая “мерность”: чистый опыт и бесконечность непознанных пространств встраиваются в классическую реальность. Вероятно, выпущенная в 2016 году игра Pokemon Go предвосхищает как становление глобальной мировой дополненной реальности, так и новую “Золотую лихорадку”, связанную с ее освоением.

Цветастые “башни”, вздымающиеся среди унылой и серой застройки спальных районов, скрытые от глаз “профанов” виртуальные “существа” и объекты знаменуют эру VR и MR, в которой подобные “иллюзии” обретут ту же реальность, что и современная офисная работа. Вспомним о тех людях, которые защищают кандидатские диссертации лишь ради минимального повышения заработной платы, разбавляя своими опусами деятельность ученых, посвятивших себя науке. Вероятно, было бы гораздо лучше занять такой контингент охотой за наиболее редкими представителями несуществующих видов, не находите?

Вероятно, люди запомнят эту игру как первый “кирпичик”, заложенный в основание сказочных городов будущего, раскинувшихся посреди физических мегаполисов или скрытых в отдаленных уголках планеты. Интересно - не приведет ли этот тренд к росту цен на недвижимость, расположенную в непосредственной близости от Изумрудных городов, Хогвартсов и иных виртуальных достопримечательностей?

Стоит ли говорить о том, что уже в ближайшие годы ценность отдельных виртуальных объектов в значительной степени превысит ценность многих “традиционных” вещей и видов деятельности?

++

Цикл "Техносказки" посвящен будущему социума - здесь мы постараемся рассмотреть предстоящие перемены и представить себе то, как изменятся жизни людей уже в ближайшие годы.

Короткие выжимки из статей можно найти в одноименном Telegram-канале.

Изображение