В 50 советских фильмах вождя сыграли 30 артистов
Лениниана — особый жанр в советском кинематографе. А еще огромная ответственность и серьезный риск. Съемки фильма о Ленине становились вызовом для каждого режиссера, ведь необходимо было соблюсти все обязательные «каноны» и не скатиться при этом в набор расхожих штампов вроде прищура и картавости.
В роли Ильича — механик буксира
При жизни Ленина фильмы о нем не снимали — по воспоминаниям современников, Ильич очень не любил, когда его изображали на сцене или в кино. Впрочем, за годы после революции накопилось достаточно кинохроники, на которой он засветился: впоследствии эти кадры сильно помогали актерам, решившимся сыграть Ленина.
Впервые «экранизировать» Ильича задумали в 1927 году, спустя три года после его смерти. Молодой режиссер Сергей Эйзенштейн должен был создать фильм к десятой годовщине революции. И вдова Надежда Крупская, и Мария Ульянова — сестра Ленина — выступили категорически против того, чтобы вождя играл профессиональный актер, поэтому появление Ильича в фильме в принципе находилось под вопросом. В это время в Новороссийске снимался фильм «В плену у белых», куда для участия в массовых сценах были приглашены жители города. Среди них оказался рабочий Василий Никандров, работавший механиком на буксире. Киношники обратили внимание на его феноменальное сходство с Лениным — тот же возраст, тот же рост — и отправили срочную телеграмму Эйзенштейну. Режиссер, увидев «двойника», был в восторге и представил свою «находку» Крупской и Ульяновой. Обе кандидатуру Никандрова одобрили. Судьба простого рабочего после «ленинского» дебюта сложилась счастливо: его не раз приглашали на роль вождя в театры, где зрители каждый раз встречали актера бурными овациями. Хотя более взыскательная публика не разделяла этих восторгов: например, Владимир Маяковский возмущался: «Отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина позы и делает похожие телодвижения — и за этой внешностью чувствуется полная пустота, полное отсутствие мысли. Совершенно правильно сказал один товарищ, что Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него».
Кино о Ленине без Ленина
В 1934 году вышел еще один фильм о Владимире Ильиче, на этот раз документальный. Немая картина называлась «Три песни о Ленине» и была снята режиссером Дзигой Вертовым, одним из создателей и теоретиков документального кино. Лента была разделена на три части: в первой описывалась эмансипация женщин в Средней Азии, вторая была посвящена похоронам Ленина, а третья — достижениям социалистического строительства после гибели вождя. Хотя картина и была агитационной (ее выход приурочили к 10-летию со дня смерти вождя), но до сих пор ценится кинокритиками и историками — благодаря этому фильму Дзигу Вертова стали называть родоначальником поэтической кинопублицистики.
Быстро бегающий и жестикулирующий
Первым, кто решился снять полноценную звуковую художественную ленту о Ленине, был режиссер Михаил Ромм. Теперь уже к 20-й годовщине Октября — в 1937-м. Перед Роммом стояла очень трудная задача — создать кинообраз Ильича «с нуля», ведь до него никто (не считая непрофессионала Никандрова) в игровом кино вождя на экране не воплощал.
На роль Ленина выбрали Бориса Щукина. Режиссер вместо привычной для тех лет «монументальности» добавил своему персонажу человеческих черт, что для 1937 года было большим риском. Ленин у Ромма спал, как простой смертный, на полу, подложив под голову вместо подушек книги, на съезде мог сесть на ступеньки перед входом на сцену и писать тезисы к своему выступлению. 6 ноября 1937 года состоялся первый закрытый показ «Ленина в Октябре» лично для Сталина и его приближенных. Вождю понравилось.
В 1938 году вышел еще один фильм про Ленина «Человек с ружьем» режиссера Сергея Юткевича, где главную роль исполнил Максим Штраух. Считается, что именно Щукин и Штраух заложили основы будущей ленинианы, создав «канонический» образ вождя. Правда, ходили слухи, что пожилой Надежде Крупской ни то ни другое воплощение покойного мужа не понравилось — по ее мнению, актеры изобразили Ленина «чересчур быстро бегающим и слишком жестикулирующим, что искажает образ Ильича».
— За рамки признанного портрета Ленина ни один режиссер не имел права выйти, — рассказал историк кино Александр Поздняков. — Интеллигентный и всезнающий вождь, с обязательным «ленинским» прищуром глаз, грассирующий и закладывающий руку за обшлаг пиджака. Иногда позволялась небольшая «чудинка», Ленин мог быть немного Паганелем. Категорически нельзя было брать на роль Ленина низкорослого актера, хотя сам Владимир Ильич был невысок. Вождь обязательно должен был носить костюм-тройку и кепи.
«За Ленина давали квартиру»
С конца 30-х годов советские режиссеры сняли не меньше 50 фильмов, в которых так или иначе присутствовал Владимир Ленин. Его сыграли более 30 актеров. Многие из них безропотно соблюдали «каноны» и не пытались выйти за рамки, но были и те, кто старался вложить в роль что-то свое. Рекордсменом-«ленинцем» стал Юрий Каюров, который снялся в роли Ленина в 19 картинах.
В том числе и в фильме Юлия Карасика «Шестое июля». Съемки проходили в 1960-е годы. Сам актер впоследствии вспоминал, что Карасик просил его: «Юра, никаких ужимок!» Хотя Каюров по типажу и разрезу глаз подходил на роль, но во многом был не похож на вождя, поэтому перед каждыми съемками ему по четыре часа накладывали грим.
— В 60-е годы мэтры предпринимали робкие попытки снять «другого» Ленина, добавить в канонический большевистский образ человечности, даже какие-то христианские черты, — говорит Александр Поздняков. — В фильме «Ленин в Польше» Сергей Юткевич показал «неформатного» вождя, катающегося на лыжах. В картине «Ленин в Париже» Владимир Ильич пьет вино в кадре. Тогда это было смело! На мой взгляд, одним из самых выдающихся Лениных стал Иннокентий Смоктуновский в фильме Ильи Ольшвангера «На одной планете». Он сыграл не памятник, а человека, которому не чужды сомнения. В фильме была затронута и тема его отношений с женой — Ильич сам прибивал каблук Надежды Крупской, а когда ему предложили помощь, отмахнулся: «Оставьте, это мое личное дело!»
Кстати, сам Смоктуновский изначально отказывался играть Леина, потому что в это же время участвовал в съемках комедии «Берегись автомобиля» и не хотел совмещать две совершенно разные по смыслу роли — вождя революции и Юрия Деточкина. Но в итоге не смог отказать — ходили слухи, что за «Ленина» ему пообещали квартиру. А Юрий Каюров рассказывал, что его ленинские роли оплачивались в полтора раза дороже, чем любые другие: 40 рублей за съемочный день вместо стандартных для актера 25 рублей.
Исполнители роли Ильича, кроме очевидных плюсов и повышенных гонораров, сталкивались и с негативными для себя последствиями — ведь человек, сыгравший Ленина, уже не мог «опорочить» свое имя какой-нибудь легкомысленной ролью.
— Сыграв Ленина в фильме «Доверие» режиссера Виктора Трегубовича, актер Кирилл Лавров попал в своего рода «золотую клетку», — рассказывает Александр Поздняков. — Он уже не имел права на роль пьяницы или неверного мужа. Отныне его уделом были только положительные персонажи.
Автор текста: Любовь Румянцева
Это интересно:
Леонид Мозговой: и Гитлер, и Ленин
В 2001 году Александр Сокуров для своего фильма «Телец» пригласил на роль Ленина Леонида Мозгового, который за год до этого сыграл Гитлера в фильме «Молох». Немыслимое с советской точки зрения перевоплощение! Причем актер потом признавался, что изображать фюрера ему было проще, ведь тот всегда был в сознании наших людей врагом, а вот Ленина, который долгие годы приравнивался к божеству, — гораздо тяжелее. Александр Сокуров запрещал Мозговому смотреть художественные фильмы, где другие актеры играли вождя, поэтому актер досконально изучил все документальные хроники, на которых был заснят Владимир Ильич. Он должен был изобразить умирающего Ленина, полупарализованного, с невнятной речью, отрезанного от своих соратников и смутно осознающего, что приходит конец и ему, и его социальному эксперименту.
Виктор Сухоруков: и зэк, и вождь
Преображение кинообраза Ленина произошло после развала СССР, когда все советские «каноны» канули в небытие. Отпала необходимость снимать «обязательные» фильмы к годовщинам Октября и прочим торжественным датам. Неудивительно, что за 90-е годы Ленин появился лишь в нескольких картинах.
Собрать все штампы, связанные с его образом, и создать удивительный и запоминающийся персонаж удалось Виктору Сухорукову. В 1992 году он сыграл в фильме Владимира Студенникова и Михаила Григорьева «Комедия строгого режима» роль зэка-«шестерки» Зуева, который неожиданно получает в тюремном спектакле роль Ильича. Вживание в образ настолько преображает тощего и забитого заключенного, что он становится настоящим вождем «революции на зоне» и предводителем массового побега из нее. Кстати, именно после этой роли Сухорукова заметил широкий круг зрителей.
Все киноленины мира
СССР и Россия
► Василий Никандров («Октябрь», 1927)
► Максим Штраух («Выборгская сторона», 1938; «Человек с ружьем», 1938; «Яков Свердлов», 1940; «Его зовут Сухэ-Батор», 1942; «Рассказы о Ленине», 1957; «Ленин в Польше», 1966)
► Борис Щукин («Ленин в Октябре», 1937; «Ленин в 1918 году», 1939)
► Константин Мюффке («Великое зарево», 1938)
► Николай Колесников («Свет над Россией», 1947)
► Владимир Честноков («В дни Октября», 1958; «Первороссияне», 1967)
► Павел Молчанов («Незабываемый 1919‑й», 1952)
► Михаил Кондратьев («Вихри враждебные», 1953; «Они были первыми», 1956; «По путевке Ленина», 1958; «В едином строю», 1959)
► Николай Плотников («Пролог», 1956)
► Владимир Коровин («Семья Ульяновых», 1957)
► Борис Смирнов («Балтийская слава», 1957; «Коммунист», 1957; «Лично известен», 1957; «Аппассионата», 1963; «Именем революции», 1963; «Кремлевские куранты», 1967)
► Глеб Юченков («Правда», 1957; «День первый», 1958)
► Александр Шейн («Андрейка», 1958)
► Павел Винников («Хмурое утро», 1959)
► Юрий Каюров («В начале века», 1961; «Сквозь ледяную мглу», 1965; «Исход», 1967; «Шестое июля», 1968; «Почтовый роман», 1969; «Кремлевские куранты», 1970; «Угол падения», 1970; «Когда женщина оседлает коня», 1974; «Хождение по мукам», 1974–1977; «Маршал революции», 1978; «Поэма о крыльях», 1979; «Ссыльный № 011», 1979; «Умри на коне», 1979; «Государственная граница. Фильм № 1 „Мы наш, мы новый…“», 1980; «Ленин в Париже», 1980; «В Крыму не всегда лето», 1987)
► Иван Петров («Октябрь», 1963)
► Михаил Кузнецов («Синяя тетрадь», 1963; «Залп „Авроры“», 1965)
► Дмитрий Масанов («Пятеро из Ферганы», 1963)
► Валерий Головненков («Первая Бастилия», 1965)
► Иннокентий Смоктуновский («На одной планете», 1965; «Первый посетитель», 1965)
► Михаил Ульянов («Штрихи к портрету В. И. Ленина», 1969; «На пути к Ленину», 1969; «Несмотря ни на что!», ГДР, 1972)
► Родион Нахапетов («Сердце матери», 1965; «Верность матери», 1967)
► Аркадий Трощановский («Семья Коцюбинских», 1970)
► Николай Засухин («Поезд в завтрашний день», 1970)
► Сергей Яковлев («Красная площадь», 1970)
► Андрей Мягков («Надежда», 1973; «На Дерибасовской хорошая погода…», 1992)
► Кирилл Лавров («Доверие», 1975; «20‑е декабря», 1981; «Возрождение Польши», ПНР, 1981)
► Анатолий Устюжанинов («Красные колокола», 1983)
► Юрий Шлыков («Николай Подвойский», 1987)
► Иван Косых («Враг народа — Бухарин», 1990; «Троцкий», 1993)
► Александр Гудков («Деревня Хлюпово выходит из Cоюза», 1992; «Вперед за сокровищами гетмана», Украина, 1993; «Пол ту пол», Англия, 1993; «Пуля в Пекин», 1995; «Веконачалие», 2001; «Жизнь как икона», «Встречи без расставаний» и др.)
► Андрей Харыбин («Свой крест», 1989; «Мать», 1990; «Цареубийца» 1991; «Официант с золотым подносом», 1992)
► Виктор Сухоруков («Комедия строгого режима», 1992; «Все мои Ленины», 1997)
► Вадим Романов («Раскол», 1993)
► Рим Аюпов («Под знаком Скорпиона», 1995)
► Александр Филиппенко («Романовы: венценосная семья», Россия, 2000)
► Леонид Мозговой («Телец», 2001)
► Александр Тютин («Две любви», 2003)
► Игорь Старосельцев («Девять жизней Нестора Махно», 2006)
► Виктор Балабанов («Варшавская битва. 1920», Польша, 2011)
► Глеб Орлов («Рассказы», Россия, 2012)
Остальные страны
► Тадеуш Ватовский («Любовь сквозь огонь и кровь», Польша, 1924)
► Эжен Дюмон («Поджигатели Европы», Австрия, 1926)
► Тенен Хольц («Британский агент», США, 1934)
► Яцек Вощерович («Солдат Победы», Польша, 1953)
► Петер Шорн («Эрнст Тельман — сын своего класса», ГДР, 1954)
► Чжэн Чжоу («Во имя революции», КНР, 1960)
► Людвиг Донат («Омнибус», телесериал, США, 1960)
► Николай Рытьков («Гражданская война в России», телесериал, ФРГ, 1967)
► Жан-Люк Годар («Владимир и Роза», 1970)
►Майкл Брайант («Николай и Александра», 1971)
► Петер Стин («Ленин, вы мошенник», Дания, 1972)
► Милош Цутик («Димитрий Тукович», телесериал, СФРЮ, 1973)
► Патрик Стюарт («Падение орлов», телесериал, Великобритания, 1974)
► Пьер Руссо (À nous de jouer, Франция, 1981)
► Жан Негрони («Ленин», Франция, 1982)
► Роджер Сломэн («Красные», 1981; «Хроники молодого Индианы Джонса», телесериал, США, 1993)
► Кеннет Грехем («Рейли — король шпионов», Великобритания, 1983)
► Пентти Валкеасуо (Apinan vuosi, Финляндия, 1983)
► Армандо Фернандес (Coarse Salt, Аргентина, 1984)
► Юрий Орлов («Россия», телесериал, Великобритания, 1986)
► Дрю Дикс («Шаги», США, 1987)
► Бен Кингсли («Ленин. Поезд», 1988)
► Максимилиан Шелл («Сталин», США, 1992)
► Кристофер Ним (Northern Exposure, телесериал, США, 1994)
► Варлаам Галоян («Лабиринт», (Армения, 1995)
► Бэбси Селела (Soweto Green, ЮАР, 1995)
► Радослав Миленкович («Госпожа Колонтай», Югославия, 1996)
► Дмитрий Витченко («Ленин в огненном кольце», 1993; «Потерянный рай», 2000)
► Тамаш Банк («Чао, бамбино», Венгрия, 2005)
► Патрик Брэдшоу («Фаня Каплан», США, 2007)
► Сергей Барковский («Создание партии», КНР, 2011)
Материал из выпуска №25 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Страна кино»