Брэдли Снайдер выиграл пять золотых паралимпийских медалей и сделал жизнь слепых чуть легче.
В сентябре 2011 года заурядную жизнь Брэда Снайдера озарила вспышка, сделавшая его известным человеком. Взамен она забрала у парня оба глаза, изуродовала лицо и разорвала барабанные перепонки. Для этого террористы и создают самодельные бомбы.
Брэдли родился в американском Санкт-Петербурге, штат Флорида, – классическом американском городке с четвертью миллиона жителей на берегу Мексиканского залива. Учился в простой школе, ходил в секцию плавания и даже участвовал в соревнованиях. Брэд не показывал великолепных результатов, но мог рассчитывать на место в колледже. Однако парень выбрал армию США, уж слишком он привязался к своему деду-летчику – ветерану войны, сражавшемуся у атолла Мидуэй:
"Я думаю, что всегда хотел быть частью армейской семьи. С трех или четырех лет я много времени проводил с дедом и понял, что хочу жить так, чтобы в 65 лет меня уважали, как и его"
На родине Брэда у него был только один вариант – военно-морская академия. Там умного и способного к технике парня заинтересовало саперное дело. «Для того, чтобы сделать что-то замечательное, вы должны принять определенный уровень риска», – говорил Снайдер. Он не боялся работать сапером и получил чин лейтенанта. Работа Брэдли не слишком отличалась от войны на передовой – уже в Ираке он потерял близкого друга Тайлера. Весной 2011 года Снайдер получил назначение в Афганистан, где разминировал опасную территорию от самодельных взрывных устройств.
На минном поле, которые часто являются плотно упакованными взрывчаткой городскими улицами, главный принцип – движение колонной. Первый проверяет, остальные идут по его следам, чтобы не подорваться на тех минах, что остались в стороне. 7 сентября 2011 года двое солдат правительственных сил Афганистана нарушили этот принцип и мгновенно поплатились. Крики, дым и пыль, оторванные конечности и хлещущая кровь – саперы работали с удвоенной скоростью, продвигаясь к раненым, чтобы помочь. Внезапно Брэд ощутил вспышку и оказался на земле.
В спешке он то ли пропустил самодельную мину, то ли металлоискатель не сработал, ведь кустарные взрывчатые механизмы отличаются по параметрам от боевых мин. Случайность привела к трагедии, она же спасла Снайдеру жизнь – бомба располагалась высоко, взрыв и осколки не задели конечности, но повредили глаза и лицо.
"Я помню, как меня отбросило, я еще мог видеть левым глазом. На мне не было крови или каких-то повреждений, я выглядел хорошо, хотя думал, что умер. Время текло медленно, я лежал там целую вечность и успел подумать о том, вернусь ли к дедушке и папе"
ВВС доставили Снайдера в США за 60 часов, но в госпитале Уолтера Рида врачи оставили лейтенанта без глаз. Риск заражения оказался слишком велик, хотя лицо Брэда восстановили. Он получил протезы, скопированные с глаз его сестры, и только неровное расположение век теперь свидетельствует о катастрофе.
Потеря зрения – одна из тяжелейших травм для человека, потому что именно глазами люди воспринимают большую часть информации, контролируют движения и поддерживают общение. Активная военная служба закончилась и Снайдер после выписки поехал домой.
"Во время барбекю-вечеринки мой старший тренер по плаванию подошел и спросил: «Когда ты вернешься в бассейн?» "
Брэд почти сразу вернулся и нашел утешение в воде. Он вновь почувствовал себя полноценным: ему даже не понадобилось время на адаптацию и специальные технологии, которые активно используют для инвалидов. Пришлось только модифицировать стиль плавания, чтобы контролировать границы дорожки на ощупь – по поверхности воды.
Спустя год после аварии Снайдер нес флаг паралимпийской сборной США в Лондоне-2012.
В категории S11 (полностью незрячих или реагирующих только на свет) он взял два золота на дистанциях 100 (с паралимпийским рекордом – 57,18 секунды) и 400 метров вольным стилем, а также серебро на 50-метровке. В 2015 году на чемпионате мира по плаванию Брэд победил на тех же трех дистанциях. После ЧМ он встречался с Бараком Обамой и принцем Чарльзом, медиа сделали его символом преодоления и американской гордостью.
В 2013 году к Брэдли Снайдеру обратился дизайнер Хюнгс Ким со своей идеей часов для слепых. Вместе со спортсменом они довели проект до реализации, использовав деньги Брэда и собранные на Kickstarter средства четырех тысяч человек – почти 600 тысяч долларов (при заявленной цели в 40 тысяч). Обычно слепые используют часы с открытым циферблатом, но их механизм живет недолго – вода и еда забивают его и через полгода-год нужно покупать новые. Часы серии «Брэдли» от Eone Timepieces гораздо удобнее и практичнее.
Привычный часовой механизм в них дополнен сильными магнитами. На лицевой стороне вместо стрелок – круговые прорези, по которым перемещаются два металлических шарика. Определив на ощупь, возле какого деления расположен шарик, можно понять точное время. Часы практичны, имеют футуристичный дизайн и экономно расходуют батарею, работая без ее замены больше года.
В Рио-2016 Брэд Снайдер выиграл золото во всех трех дисциплинах вольным стилем (50, 100 и 400 метров), а еще серебро 100-метровки на спине. Он развивается и полноценно живет с травмой, которая многих отправила бы в глубочайшую депрессию. Многое изменилось в его жизни: Брэд больше никогда не увидит клубнику, которую никогда не любил; его больше не испугает кошка (если только не прыгнет прямо в руки). Зато он не боится прыгать с парашютом, выходить на старт крупнейших соревнований пловцов и вспоминать о военной службе.
"Я не позволю слепоте построить кирпичную стену вокруг меня. И готов отдать глаза еще сто раз, чтобы иметь возможность повторить то, что я сделал, и что я делаю до сих пор"