Найти тему

ПРАКАПУПКИ и другие скороговорки [вокальная дикция]

Что такое дикция? В третьей статье по этой теме пора бы уже и дать определение, да.

Если вы заглянете в Википедию, вы увидите такую дефиницию:

Дикция (от лат. dictio - произношение) - четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительность дикции - важная сторона мастерства актера, певца, выступающего.

Это лишний раз нам показывает, что Википедии верить нельзя. И даже адекватные определения искать там не надо. Хотя, говоря о важной стороне мастерства выступающих, они попали в точку, в самой дефиниции есть проблема. Если дикция – это исключительно ЧЁТКОЕ произнесение слов, тогда что такое «плохая дикция?» Неувязочка выходит.

Что же такое «дикция» на самом деле? Хорошее определение есть в толковом словаре Т. Ф. Ефремовой. Итак,

дикция – это:
1) Произношение.
2) Степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков (в речи, пении, декламации).
[Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012]

Вокальная или певческая дикция – это степень отчётливости произнесения звуков во время пения. Она является частью вокальной техники и постановки певческого голоса, напрямую связана с правильным дыханием, подачей и посылом звука, а также с певческими позициями.

Птичка-певичка, чат-бот-сотрудница онлайн-школы вокала Аси Багдасаровой
Птичка-певичка, чат-бот-сотрудница онлайн-школы вокала Аси Багдасаровой

О том, чем дикция вокальная отличается от нашего с вами произношения в повседневной речи, мы уже поговорили в предыдущей статье по теме, а подробно и с примерами всё было в видео (там же). Если ещё не читали и не смотрели, то обязательно сделайте это. А сегодня мы говорим уже о том, как же эту вокальную дикцию развивать с помощью скороговорок. Сразу скажу, это не единственный способ её развивать, и даже не первоочередной, но важный. И сегодня давайте остановимся на нём.

Для вас точно не стало шоком, когда я сообщила, что для развития певческой дикции нам в значительной степени помогут скороговорки. Однако, мало знать простую истину: «для развития дикции хороши скороговорки». Надо ещё понимать, что с ними делать и как над ними работать. Что же, давайте разбираться, что это за зверь такой:

Скороговорка (чистоговорка, языколомалка) – фраза, или набор фраз с труднопроизносимым подбором звуком. Обычно скороговорка построена на аллитерации и может как иметь, так и не иметь рифмы. Используются скороговорки для улучшения произношения.

весна 2016
весна 2016

Для развития ПЕВЧЕСКОЙ ДИКЦИИ я советую работать над языколомалками следующим образом:

- выписать их от руки (можно и распечатать, но так, чтобы осталось место для пометок);

- подчеркнуть те согласные звуки, которые должны «выстреливать» (согласные в конце слов, после которых будет ПАУЗА, или если это последнее слово, такие как «б», «п», «д», «т», «ть», «к», «г», «в», «ф» …);

- обвести те согласные звуки, которые должны протягиваться («р», «рь», «л», «ль», «н», «нь», «м» …);

- шипящие и свистящие согласные, после которых будет ПАУЗА, подчеркнуть и одновременно зачеркнуть наискось, они должны звучать чётко, но коротко, не тянуться («ш», «с», «сь» …).

Небольшая шпаргалка
Небольшая шпаргалка

Многие думают, что скороговорки – это про скорость (что логично, ведь на это нам указывает само слово, оно как бы намекает тебе: «скоро говори», «говори быстро»). Но мы уже с вами выяснили, что дикция – это, в первую очередь, про чёткость, и скороговорки тоже. Не просто так их ещё называют словом «чистоговорки». Моя дочь очень любит всякие языколомалки, и они у неё отлично получаются. Но иногда она так загоняет темп, что пропадает чёткость. А если ещё учесть, что в скороговорках зачастую мало логики и смысла, то получается, что для человека со стороны, не знающего текста, звучит просто какая-то тарабарщина на непонятном языке. В идеале так не должно быть.

Запомните правило: «Чёткость важнее скорости». Если скороговорка получается медленно и чётко, можно постепенно ускорять темп, и со временем будет получаться быстро и чётко. А если же вы пытаетесь произнести её как можно быстрее, но «съедаете» половину звуков по дороге, то у вас не только получится быстро и невнятно, но и даже если вы решите произнести её в медленном темпе, чёткости не будет.

"Съедание" звуков – это ещё полбеды. Может произойти так, что слоги или звуки будут путаться, а вы, возможно, не будете замечать даже. Торопитесь ведь, на поезд опаздываете, по всей видимости. А не надо торопиться, иначе из такой скороговорки как «Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я» может получиться что-то непристойное.

До появления онлайн-школы вокала Аси Багдасаровой, у меня был свой творческий центр, где я работала бок-о-бок с другими людьми. Все коллеги уже знали некоторые скороговорки, которые мы поём с учениками, наизусть. Кто-то из коллег мог зайти в кабинет, увидеть, что мы занимаемся скороговорками и сказать: «О! Знаменитые ПРАКАПУПКИ!» Речь здесь о следующей языколомалке:

- Расскажите про покупки!

- Про какие про покупки?

- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Очень часто в этой скороговорке ученики путают слоги и получается забавное слово «пракапупки». Следите за тем, чтобы у вас не было никаких «пракапупок». Произносите всё медленно, членораздельно, протягивая каждый звук «р». И будьте предельно внимательны!

2017 год
2017 год

Итак, вы выписали или распечатали необходимые скороговорки, сделали пометки, начали читать их медленно и чётко, соблюдая все пометки. Если там есть звук «р», протягиваете его. Увидели «к» в конце фразы, сделали этот звук очень чётким, выстреливающим. Обнаружили «ш» - не тянем, произносим коротко и чётко.

Очень важно именно ЧИТАТЬ скороговорки, а не произносить их наизусть. Не стесняйтесь смотреть в бумажку, даже если скороговорка, которую вы отрабатываете состоит из двух или трёх слов. Никто не намекает на то, что вы не сможете выучить три слова наизусть, дело не в этом. Дело в том, что вашему мозгу уже довольно сложно и без того. Надо следить за чёткостью произнесения каждого звука, не запутаться, не сбиться. И тут есть подсказки перед глазами (слова и пометки). Если их нет, то часть энергии мозга затрачивается на постоянное вспоминание, как слов, так и пометок. Это будет вам мешать. Держите записи перед собой, смотрите в них, они вам помогут.

Читайте скороговорки, выполняя все указания, которые вы сами себе дали с помощью пометок в МЕДЛЕННОМ ТЕМЕ. У вас должен быть такой темп, в котором скороговорка получается ИДЕАЛЬНО. Слоги не путаются, слова не коверкаются, все согласные на месте. Те, что должны протягиваться, протягиваются, а те, что должны звучать коротко, так и звучат. Когда у вас много раз подряд в этом темпе получилось прочитать идеально, можете переходить к темпу побыстрее. Когда в новом темпе много раз подряд получается идеально, начните читать ещё быстрее. И так продолжайте постепенно наращивать темп, НЕ ТЕРЯЯ ЧЁТКОСТИ. Это не должно произойти за один день, или даже за два. Пусть развитие идёт постепенно.

Произносите скороговорки ритмично, не просто в одном темпе, но и с паузами в одних и тех же местах, с одинаковым ритмом. Старайтесь не ускоряться и не замедляться. В этом вам может помочь такой прибор как метроном (прибор, отмеряющий короткие доли времени равномерными ударами/щелчками/звуками). Собственно, механический или электронный метроном покупать вовсе не обязательно. Сейчас легко можно найти метроном онлайн, или скачать приложение на смартфон. Там можно выставить необходимый вам медленный темп, а потом потихоньку наращивать его.

Зная заранее, что люди любят торопиться, предупрежу: спешить не надо не только, когда читаете скороговорку, НО И В ЦЕЛОМ. Не торопитесь бежать вперёд по этому списку скорее и разучивать сразу все языколомалки. Пусть как попало, зато ВСЕ! Это совершенно непродуктивное и бесполезное занятие. Работайте над скороговорками по очереди. Уделите сначала достаточно внимания одной скороговорке. Поработайте над ней. Потом над второй. Можно неделю или две отрабатывать только одну-две скороговорки. Это нормально.

С моей юной ученицей, Аэлиной, в студии звукозаписи, 2019 год
С моей юной ученицей, Аэлиной, в студии звукозаписи, 2019 год

Давайте теперь всё ещё раз и по порядку:

- берём список скороговорок

- делаем необходимые пометки

- читаем скороговорки по списку ритмично в ОЧЕНЬ МЕДЛЕННОМ ТЕМПЕ, в таком, в котором получается идеально

- пользуемся метрономом при необходимости

- работаем над скороговорками по очереди, уделяя достаточно внимания сначала одной, потом второй (не надо набрасываться сразу на весь список, отрабатываем одну-две скороговорки за раз)

Если вы не хотите сами составлять свой список скороговорок и чувствуете, что нуждаетесь в моём совете, напишите об этом в комментариях. Я подготовлю некий "список скороговорок для начинающих". Здесь, у меня на Яндекс.Дзен есть видео-примеры разбора чистоговорок (рубрика «Ехал Грека»). Вот, как, например, "Футляр для дрели". Ещё больше из этой рубрики у меня на YouTube (ссылка на канал есть здесь, в профиле). Но это мы только учимся ПРОИЗНОСИТЬ скороговорки вслух. А что дальше?

А дальше можно будет переходить и к пению этих скороговорок на различные мелодии. Опять же, здесь у мозга будет ещё больше задач, так что не теряйте листок с подсказками. Не торопитесь. Если хорошо начнёт получаться всего одна скороговорка, пусть пока в медленном темпе, но чётко, это уже первая дикционная победа.

Ниже видео-пример того, как это происходит обычно. Здесь немного моих объяснений, а после отрывок урока, где мы с ученицами поём 2 скороговорки:

«Осип охрип, Архип осип» и «От топота копыт пыль по полю летит».

Приятного просмотра! И, если вам интересно меня читать, не забудьте поставить лайк этой статье, оставить комментарий и подписаться на мой «Дзен».