Найти тему

Один мой приятель зарабатывает, перепродавая старые книги с "Авито".

Довольно распространенная ситуация: у человека умирает дедушка (бабушка, прабабушка, пожилая соседка - нужное подчеркнуть). Убитый горем, он разбирает его квартиру, и обнаруживает в пыльном углу кладовки стопку старых книг. Дореволюционные, еще с "ятями" и не совсем убитые - видать, деду самому в свое время в наследство достались. Человеку они, естественно, на фиг не сдались, но выкидывать жалко, и он решает продать их на "Авито", а где ж еще!

Там-то его уже и поджидает один мой приятель-букинист Боря. Вот уже несколько лет он кормится исключительно благодаря "Авито", скупая подешевке старинные книги у людей, которые "не в теме", и перепродавая их потом профессиональным коллекционерами. Таких продавцов он называет "лохами". И, если честно, я не знаю, как их охарактеризовать по-другому. Ведь дело не в том, что Боря вешает им лапшу на уши и сбивает цену. Нет! Ему даже делать ничего не приходиться.

Не поверите, но многие продавцы не хотят покопаться десять минут в интернете и промониторить реальную стоимость предмета. Уникальных изданий практически нет. Наверняка в это же самое время продается не одно такое же на самом "Авито", есть специализированные сайты по продаже книг, интернет-аукционы, где можно узнать примерную цену, ну или хотя бы ее порядок - тысяча рублей, десять тысяч или сто. Особо редкие экземпляры продаются на книжных аукционах, результаты торгов найти также не проблема. Но нет же. Продавцам лень этим заниматься, или же им просто не приходит в голову столь очевидная вещь. Вместо этого они выставляют книгу на продажу и тупо лепят цену, исходя из собственных о ней представлений, то есть попросту берут ее "с потолка"! Причем одни уверены, что продают нечто бесценное и значимое, и за какое-нибудь банальное марксовское собрание сочинений Данилевского просят десятки тысяч рублей, а другие наоборот решают, что продают макулатуру и, действительно, стоящее издание отдают за копейки.

Вторые - прямые клиенты моего знакомого Бори. В прошлом году он умудрился купить в Челябинске редчайшее первое издание "Бесов" 1873 года в очень приличном состоянии всего за десять тысяч рублей, не считая почтовых расходов, и толкнуть его в Москве за четыреста (четыре тысячи процентов прибыли, наркоторговцы нервно курят в сторонке). А в этом - приобрел альбом с дореволюционными карикатурами за пять тысяч рублей, выставил его на "Мешке" с рубля, и на днях он ушел за сто двенадцать тысяч. Продавцы бы себе ногти по локоть сгрызли, если бы узнали. А ведь могли и сами неплохо заработать, если бы подошли к процессу продажи с большей ответственностью. Про десятки сделок с более скромной выгодой, которые позволяют моему знакомому жить вполне себе припеваючи, рассказывать не буду - принцип понятен.

При всем этом Боря искренне считает себя порядочным и интеллигентным человеком. Как-то однажды за чашечкой крепкого чая я брякнул, что он обманывает этих бедных продавцов с "Авито". Боря крайне возмутился: "Послушай, старик! Никто никого не обманывает, они сами виноваты. Когда человек продает машину, он ведь ориентируется, за сколько продают другие. И с книгами надо так же. А если человек поленился узнать цену, я здесь причем? Я просто молча покупаю. Даже не торгуюсь".

Тогда я спросил: "Боря, а что, если продавец с тобой захочет посоветоваться? Ну, например, про тех же "Бесов" 1873 года. Скажет: "Я вот ничего в книгах не понимаю, продаю за десятку. Это не слишком дешево?" Тогда как? Ты ему скажешь, что рыночная цена - сотни тысяч?"

Боря усмехнулся и промолчал...