Найти тему
Журнал "РЭЭ"

Вопросы к исполнению энергосервисного договора? Открываем независимую горячую линию поддержки Заказчика

Механизм энергосервисных контрактов вроде бы всем известен и достаточно понятен: предмет контракта – это достижение определенного размера экономии энергетического ресурса, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий, а возврат инвестиций осуществляется из части средств этой самой достигнутой экономии. Однако, как показывает практика, процесс реализации таких контрактов, а также их подготовки к закупочным процедурам оказывается очень даже не простым мероприятием.

Рынок энергосервисных контрактов в бюджетной сфере с каждым годом продолжает увеличиваться по объемам заключаемых контрактов и становится все более востребованным в субъектах РФ. На начало 2019 года заключено уже более 2000 энергосервисных контрактов, а практика их применения действует более чем в половине субъектов РФ и продолжает расширяться.

Такая тенденция роста на рынке энергосервисных услуг в бюджетном секторе ожидается и в дальнейшем – ведь уникальность данного механизма договорных отношений между Заказчиком контракта (бюджетными учреждениями) и его Исполнителем (инвестором) является практически единственным действующим инструментом привлечения внебюджетных источников финансирования в энергосберегающие проекты.

При всей кажущейся простоте самой идеи энергосервиса, когда предметом контракта является достижение определенного размера экономии энергетического ресурса, а возврат инвестиций осуществляется из части средств этой самой достигнутой экономии, сам процесс реализации таких контрактов, а также их подготовки к закупочным процедурам, как показывает практика, оказывается очень даже не простым мероприятием и вызывает у непосредственных Заказчиков контрактов массу вопросов.

И в подавляющем большинстве случаев – это вопросы исключительно методологического и организационного характера, подробно и обоснованно ответить на которые могут только специалисты с соответствующей квалификацией и опытом работы в данном направлении деятельности.

Но эти возникающие вопросы Заказчику контракта нужно куда-то адресовать, рассчитывая получить компетентный и своевременный ответ-консультацию, и желательно на безвозмездной основе.

В противном случае, не имея, мягко говоря, ни теории, ни практики, ни полного понимания самой идеи энергосервиса и последствий, с которыми можно столкнуться по ходу реализации контракта, потенциальный Заказчик, зачастую уже на самом начальном этапе подготовки проекта, ищет любые причины с энергосервисом не связываться.

Негативных примеров для оправдания этих самых причин, особенно в средствах массовой информации, найти не сложно и они, к сожалению, не являются единичными. Просто о положительных примерах и результатах писать в наших СМИ как-то не принято – это не интересно массовой аудитории. Но с абсолютной уверенностью можно констатировать, что реализованных энергосервисных контрактов с положительной динамикой их исполнения несравнимо больше, чем контрактов проблемных или с имеющимися по ходу их реализации претензиями, преимущественно одностороннего характера.

Учитывая вышеизложенное, редакция журнала «Региональная энергетика и энергосбережение» считает необходимым и своевременным открыть специальную рубрику под названием «Сопровождение энергосервисных проектов для государственных и муниципальных Заказчиков». На страницах нашего журнала будет проводиться разъяснительная и консультационная работа по особенностям подготовки и реализации энергосервисных проектов для учреждений бюджетной сферы.

Целевая аудитория данного проекта – региональные и муниципальные бюджетные учреждения как заключившие энергосервисные контракты, так и потенциальные Заказчики энергосервиса.

В чем мы видим уникальность и необходимость нашего предложения о сотрудничестве именно в таком формате взаимодействия? Мы предлагаем три основных и уникальных составляющих: конфиденциальность, безвозмездность, право выбора.

Конфиденциальность – мы обязуемся не разглашать сведения об организации, обратившейся к нам с вопросом, учитывая определенные особенности бюджетных взаимоотношений на уровне региона или муниципалитета. Часто бывает, что непосредственная сторона контракта, которую (зачастую) вынудили этот контракт заключить, взаимодействует по возникающим вопросам исключительно через своего главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС), не всегда (мягко говоря) заинтересованного и компетентного в решении специфических вопросов. Поэтому тема конфиденциальности обращения, на наш взгляд, является одной из ключевых.

Подавляющее же большинство проблемных вопросов уже имеют отработанную практику их решения в ряде регионов. Просто эти вопросы не всегда озвучиваются (по разным причинам) на тематических публичных мероприятиях. И, как следствие, не имеют правоприменительной практики коллег-соседей.

Безвозмездность – мы не планируем вступать в конкурентные договорные отношения с Заказчиками контрактов.

Право выбора – мы не навязываем свое мнение, как единственно верное и безусловное. Любое лицо, обратившееся к нам с вопросом, вправе самостоятельно определять дальнейшее развитие событий по ситуации.

Основная наша задача – предложить Заказчику, как минимум, ознакомиться с альтернативным вариантом решения вопроса. Потому что подавляющее большинство Заказчиков по действующим энергосервисным контрактам не только не имеют выбора вариантов, но и вынуждены самостоятельно искать пути решения вопросов по достаточно специфическому направлению договорных отношений, не обладая при этом ни кадровым потенциалом, ни соответствующей компетенцией по вполне объективным причинам.

Технический порядок взаимодействия, включая форматы обмена информацией, Соглашение о конфиденциальности и прочие формальные процедуры, планируем запустить уже в первом квартале текущего года в отдельном разделе нашего информационного сайта.

В краткосрочной перспективе, в зависимости от востребованности тех или иных форм взаимодействия сторон, нами могут быть предложены иные формы сотрудничества, направленные на обеспечение просветительской деятельности по вопросам особенностей применения энергосервисной практики в бюджетном секторе, включая проведение семинаров, вебинаров и иных публичных мероприятий.

Авторы статьи:

Тамара Мордасова, генеральный директор компании «Системный Консалтинг», помощник депутата Государственной Думы ФС РФ

Павел Карастелин, отраслевой эксперт