Найти тему
Ваш тайный советник

«Он стрелял в меня, идиот!»

Оглавление

Русский оператор первым в мире заснял реальный теракт

«La Tribuna illustrata» (1909)
«La Tribuna illustrata» (1909)

В 1903 году в США был снят вестерн «Большое ограбление поезда», визитной карточкой которого стал эффектный финал: главарь банды стреляет в камеру. То бишь в зрителей. От этой сцены дамы падали в обморок, а мужчины в панике выбегали из зала. Но потом... покупали билеты и возвращались, чтобы снова увидеть шокирующий кадр. Пройдет шесть лет — и точно так же зрители станут ломиться в кинотеатры, дабы своими глазами увидеть запечатленное на пленку настоящее убийство. На этот раз отличились русские.

Кино для «туземцев»

В 1905 году предприимчивый ростовчанин Пантелеймон Кобцев (1864–1935) переселился с берегов Дона в экзотический Харбин и аккурат под Рождество открыл первый в городе синематограф. «Французский электрокинематографический театр» — гласила манкая вывеска. Киноленты Кобцев предусмотрительно привез с собой: «Бедная мать», «Дьявол на паровозе», «Тайны испанской инквизиции» принимались неискушенной китайской публикой на ура. Сборы колоссальные — не чета ростовским, где синематограф уже давно не считался диковинкой. Но Пан­те­леймон Васильевич не только удачливый бизнесмен. Бывший фотограф, он и сам умел ручку крутить, и был не чужд творческих экспериментов.

Вскоре Кобцев начал сотрудничество с российским кино­про­мыш­лен­­ни­ком италь­ян­ского происхождения Антонио Михайло­вичем Дон-Отелло (Донателло). Оборотистый итальянец за короткий срок умудрился стать главой огромной кинопрокатной сети, охватившей Сибирь и имевшей отделения во всех крупных городах — от Урала до Тихого океана. По одной из версий, именно Дон-Отелло заразил Кобцева идеей постановки на поток хроникальных съемок «на злобу дня». Пантелеймон берется снимать видовые фильмы, и одна из первых же его кинохроник «прославила» Харбин на весь мир.

К нам с визитом едет Ито

Летом 1909‑го японское правительство вынесло решение об аннексии Кореи. Огромную роль здесь сыграл японский генеральный резидент в Корее князь Ито Хиробуми, незадолго до того формально вышедший в отставку.

Ито — один из самых ярких и яростных вдохновителей империалистической политики Японии. Корейцы его ненавидели, а самые радикально настроенные мечтали убить. Русские относились к нему спокойнее. А министр Витте и вовсе называл князя «замечательным и даже великим государственным деятелем Японии». В начале октября стало известно о предстоящем ви­зите Ито в Харбин, где тот должен был провести переговоры с нашим министром финансов Коков­цо­вым. Пантелеймон Кобцев решил, что приезд персоны такого уровня дос­тоин кинематографического освещения, и договорился о разрешении на съемку. Без «барашка в бумажке» не обошлось, но дело того стоило. 13 октября 1909 года, в день приезда князя, на вокзале присутствовало несколько фотографов, но кинооператор был только один. Как потом не без зависти признает Дон-Отелло: «И ведь так деликатно установил аппарат, что корейцы, задумавшие на Ито покушение, даже не обратили никакого внимания».

Ито за несколько минут до покушения. Кадр из фильма Кобцева
Ито за несколько минут до покушения. Кадр из фильма Кобцева

Бизнес на крови

Убийство Ито готовилось тайным антияпонским обществом. Изна­чально привести в исполнение план покушения предполагалось на станции Цайцзягоу, через которую должен был проследовать князь. Но что-то там у заговорщиков не сложилось. И тогда один из боевиков — комвзвода партизанского отряда (Ыйбёна), католик по вероисповеданию Ан Чжун Гын — отправился в Харбин. В назначенный час тридцатилетний кореец без проблем сумел попасть на перрон — представители японского консульства пожелали, чтобы князя Ито приветствовало как можно большее количество японских подданных, тогда как русская администрация Харбина, напротив, стремилась ограничить доступ путем введения спецпропусков и приглашений.

О том, что случилось в тот роковой день, газета «Русское слово» оперативно отписала так: «Князь Ито был встречен на вокзале В. Н. Коковцовым и русскими властями. Беседуя с Коковцо­вым, князь Ито обошел фронт, здороваясь с русским караулом. На вокзал впускали по билетам. Исключение, по просьбе японского консула, было сделано для японских подданных, пропускавшихся беспрепятственно. Среди группы японцев стоял и убийца. Протиснувшись сквозь ряды чинов консульства, он быстро выхватил браунинг и с криком: «Ура, Корея!» произвел шесть выстрелов в князя Ито, шедшего рядом с г. министром финансов. Князь Ито пошатнулся и упал на руки В. Н. Коковцова. Осталь­ными выстрелами был тяжело ранен японский харбинский консул Каваками и легко — секретарь министра двора — Мори. Русский офицер выбил револьвер из рук корейца. Последний, перекрестившись, спокойно отдался в руки полиции…» Далее рассказывались прочие уточняющие детали. Кроме одной — эту жуткую сцену удалось заснять на кинопленку Кобцеву. Самообладание невероятное:

гремят выстрелы, падают люди, а Пантелеймон Васильевич невозмутимо крутит ручку.

От полученного ранения князь Ито скончался через двадцать минут. Его последними словами были: «Орэ-о уттари ситэ, бака-на яро да» («Он стрелял в меня, идиот!»).

Кадры, снятые Кобцевым, до наших дней не сохранились. По край­ней мере в России. Современ­ники называли их «сногсшибательными», хотя у нас лента демонстрировалась недолго — ее вскоре запретили к показу. Но Кобцев внакладе не остался, выгодно продав пленку фран­цузской фирме «Патэ». В итоге русское кино с «настоящим убийством» увидели по обе стороны океана.

Автор текста: Игорь Шушарин

Это интересно:

Герой обеих Корей

Расстрелянный в порт-артурской тюрьме по приговору японского суда Ан Чжун Гын одинаково почитаем как в Северной, так и в Южной Корее. В честь него называют детей, ставят ему памятники, снимают биографические фильмы. Для католиков КНДР Ан Чжун Гын — местночтимый святой. Его даже пытались канонизировать на «госуровне», но столкнулись с церковно-бюрократическими проблемами — святому при жизни требовалось совершать чудеса. В январе 2014 года в здании вокзала Харбина открыли мемориал, посвященный Ан Чжун Гыну, в связи с чем японский МИД выразил официальный протест Китаю и Южной Корее.

-3

Недостойное поведение

Причины запрета демонстрации в России кадров убийства Ито можно понять из публикации, вышедшей в одной из петербургских газет два года спустя: «… Оказывается, лента зафиксировала одну любопытную сценку. Изо­бра­жен В. Н. Коковцов, самоотверженно поддерживающий падающего маркиза, а невдалеке от него группа испуганных лиц, сопровождавших Коковцова и Ито. Они растерялись и бросились в бегство, а один русский генерал полз на четвереньках и боязливо оглядывался».
Фильма «Убийство японского маркиза Ито на станции Харбин» была не единственной сенсационной работой Кобцева. Он также умудрился заснять в Маньчжурии сцену казни хунхузов и, рискуя жизнью, зафиксировал на кинопленке жуткие картины эпидемии чумы в Харбине.

Владимир Коковцов
Владимир Коковцов

Материал из выпуска №25 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Страна кино»

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и приобретайте архивные номера «Тайного советника» —https://history1.ru/archive

Не забывайте делиться материалами в соцсетях, если они вам понравились :)