Найти тему
ПроХристианство

Православное язычество. Как не стать мракобесом.

О православных часто говорят с ехидцей: мол, вы тоже язычники,поклоняетесь деревяшкам, у вас даже святые - как пантеон божков, а сколько обрядов бессмысленных!

Что можно ответить на это? Да, да, и еще раз да. Многие, многие люди, которые считают себя верующими православными христианами, на самом деле гораздо ближе к языческим религиям. Наша вера больна обрядоверием и обожествлением святынь. Мы не умеем различать настоящую благодать и некое магическое восприятие.

Для лучшего понимания разницы, разберем самые популярные ошибки:

  • Люди верят, что есть "особые" молитвы и читают их по определенным дням, часам, определенное количество раз, сидя или стоя определенным образом или стоя на голове. Да, у нас есть традиция повторять "Господи, помилуй" несколько раз и подобное, но это просто традиция, она не усиливает молитву и не делает ее особо чудотворной. Особой молитву способна сделать только наша вера, и при этом нет разницы, будет ли это вычитанный канон с земными поклонами или же вопль от сердца: "Боже, помоги!". К молитвам вообще нужно относиться осторожно, и мы уже писали об этом - ищите на канале.
  • "Благодать можно потрогать" - пожалуй, самое точное описание ошибки, когда считается, что благодать может уйти от человека, если он заговорит с кем-то по пути из храма до дома или отдаст что-либо - якобы, вместе с вещью отдаст и благодать. Опять же - есть благочестивое понимание первой части этого суеверия: люди грешны, а после Причастия подобает как можно дольше сохранять то благоговейное состояние, и вот тут-то может очень некстати попасться по пути сварливая соседка, с которой захочется то ли поругаться, то ли посплетничать. Однако, поговорить мирно, о духовном - это совсем другое дело. Обменяться словами вежливость с кассиром в магазине или водителем автобуса. Рассказать детям, почему одни самолеты оставляют след в небе, а другие нет. И так далее. Что же касается вещей - Христос не говорил, что милостыню когда-то нельзя творить. И человеку, который дает просящему, скорее благодати прибавится.
  • Очень важно правильно относиться к иконам и святыням. Самый простой способ понять, как надо - это понять, что это все вообще НЕ необходимо. Христианин совершенно не перестанет быть христианином, если не будет прикладываться к иконам, ездить по святым местам и стоять очереди к святыням. Важно помнить, что мы не поклоняемся любым предметам так же, как поклоняемся святым людям. Вещь есть вещь, даже если Бог коснулся Своей благодатью этой вещи. Чудо творит не предмет, а Бог. Со святыми иначе: они живы, они рядом с Богом. Они сами не творят чудеса, но имеют особое дерзновение перед Богом и, грубо говоря, Бог их иногда лучше слышит. Но Богу мы поклоняемся совершенно иначе, и пусть вас не смущает, что глагол будет тот же. Только Он творит чудеса, исцеляет больных и исполняет молитвы.
  • Также нужно стараться разделять благоговейное отношение и простую веру и настоящее язычество. Это довольно сложно, потому как это дело индивидуальное. Например, нередко люди прикладывают к раке с мощами святых какие-то предметы: иконки, ладанки, крестики. Опять же: скорее, это традиция, предмет не становится от этого чудотворным оберегом. Иногда также "освящают" на мощах сухарики, после чего раздают верующим. Конечно, если некая Баба Маня достигла вершин своей веры и вкушает эти сухарики, когда у нее болят ноги, и получает исцеление - это вполне возможно, потому что Бог милостив, знает бабушкины проблемы и возможности. Но это не значит, что все мы будем получать исцеления от освященных сухарей. Это касается даже Артоса - хлеба, который раздавали в Светлую Субботу в храмах. Часто говорят, что есть его нужно, когда болеешь, а потом люди с ужасом рассказывают, что их сухарик заплесневел, а это, наверное, говорит о сглазе. А на самом деле съесть его нужно сразу, в тот же день, ну или в течение нескольких последующих дней - съесть с благоговением, но не ожидая особых чудес.

В любых подобных ситуациях, если не знаете, надо ли оно вам и как лучше поступить, вспомните о том, кто такой Бог. Он - Личность. Не энергия, не послушный нам дух, но Творец. Самый простой пример отношений Бога и человека кроется в отношениях родителя и ребенка. Если вы причастились, вышли из храма, и тут нищий просит монетку, а рядом кто-то говорит, что подавать нельзя, задумайтесь: если мать дала малышу коробку конфет, запретит ли она дать одну конфетку другому ребенку? Нет, более того, нормальная мать похвалит щедрость малыша.

Вспомните, как вы просили у родителей что-либо? Пытались их заколдовать, бегали вокруг них три раза, шептали свои просьбы именно в правое ухо папе и именно в субботу в 3 часа дня? Папа бы на такое отреагировал не слишком хорошо, скорее всего. Нет - вы или просто искренне просили, или же говорили что-то вроде: я обещаю убраться в комнате и погулять с собакой, дай мне, пожалуйста, денег на мороженое! В первом случае это можно сравнить с молитвенным воплем от сердца, во втором - с молитвенным правилом.

А святыни, иконы и святые? Наверняка у многих есть какой-то близкий человек, которого сейчас с вами нет. Может быть, он умер, а может быть - просто уехал в другую страну, и вы давно не виделись. У вас есть фото этого человека, и вы любите смотреть на него, иногда можете даже как бы обратиться к этому человеку, глядя на фото. Кто-то даже целует фото. Конечно, мы понимаем, что все наши светлые чувства обращены не к листу бумаги с краской, а к самому человеку, где бы он ни находился. Так же и с иконами. А еще у вас есть какая-нибудь особенная вещь, принадлежавшая этому человеку. Например, бабушкина фарворовая чашка. Вы понимаете, что это просто посуда, но для вас это - "Бабушкина Чашка". Она может стоять на полке, а может использоваться вами, но вы ассоциируете эту вещь с близким человеком, чувствуете какую-то близость с ним, благодаря этой вещи, помните, как сама бабушка пила из этой чашки и рассказывала сказки. Не в чашке дело, а в любви к бабушке! И в том, что она, наверное, очень любила вас.

Так что есть всего два правила: сверяйтесь с Евангелием и помните, что к Богу мы обращаемся "Отче Наш" и никак иначе. И Отец этот самый лучший из всех, а не какой-то странный самодур, который за хорошее дело может наказать.