Найти в Дзене

Три причины роста "гаражно-теневой" экономики в России

Последнее время регулярно читаю оптимистичные отсчеты тех или иных государственных структур о росте числа самозанятых, кто решил выйти из тени, откликнувшись на возможность работать за 4 процента налогов со своей прибыли в пользу государства. Называются цифры в 30 и 40 тысяч человек, скачавших приложение от ФНС, позволяющего платить «подати» по упрощенной схеме.

Цифру в 15 миллионов самозанятых в России из 89 миллионов трудоспособного населения нехотя признают даже официальные структуры, испытывающих вечное желание подкрасить – улучшить на бумаге печальную действительность.

Смею предположить, что благодаря инициативам правительства, из тени вряд ли выйдут хотя бы два-три миллиона человек в ближайшие пять-семь лет. Причин для этого множество, назову три основных по своей значимости (субъективно).

1. Дурная привычка государства постоянно менять правила игры для обывателя, причем всегда с ухудшением ее условий.

Читатель старшего возраста, кому сегодня за пятьдесят лет, может сходу привести десяток примеров, когда показав морковку, власть тут же ограничивала к ней доступ. С пресловутыми 4% налога для самозанятых, скорее всего, будет та же самая картинка: как только из тени их выйдет миллиона два-три, халява закончится. Всю толпу доверчивых «бизнесменов» приравняют к ИП со всеми вытекающими выплатами и «горячей любовью» со стороны ФНС. Кто поумнее, опытнее и прозорливее, тот просчитывает сей расклад элементарно.

2. Фактор уровня профессионализма.

Рискну предположить, что в самозанятые идут в первую очередь те специалисты, кто не сомневается в своем высоком уровне профессионализма, в способности быстро найти себе клиентов на обоюдовыгодных условиях. Классный репетитор, строитель-отделочник, айтишник, автослесарь, сварщик в рекламе не нуждаются, их передают от одного клиента другому, без остановки, а то и в очередь становятся. Какой смысл данной категории профи выходить из тени, платить налоги, если они пашут по десять часов в сутки? Причем, государственная машина палец о палец не пошевелила, да бы им чем то помочь? Прежде чем что-то взять у человека, ему обязательно надо что-то дать. Только тогда состоится благожелательный контакт и сотрудничество. Но за кремлевским забором до таких моментов общения с обывателем еще не скоро дозреют.

3. Фактор неравной конкуренции среди самозанятых и официально оформленных.

Никто не станет отрицать, что такая конкуренция реально существует и часто происходит совсем не в пользу «официалов». Набирая на оклад остатки специалистов на рынке труда, они прекрасно понимают – лучшие, профессионалы давно работают самостоятельно. Их не загонишь снова в стойло, за 20-25 тысяч (в провинции) работать по восемь часов на дядю, да еще с бесплатными переработками. Конечно, речь идет о мелких, официально оформленных ИП. Примеров море. Если один мебельщик-ИП может сделать кухню на заказ не ниже 150 тысяч рублей, то его конкурент в соседнем гараже, работая в тени, такую же кухню и с таким же качеством сделает за 120 тысяч. Спрашивается, к кому из них пойдет заказчик?

В условиях перманентного кризиса государство лихорадочно ищет возможности максимально потрясти карманы граждан, не спеша отказываться от золотых унитазов и алмазных ершиков для своей бесконечной армии чиновников, раздутого бюрократического аппарата. Рядовой обыватель сопротивляется такой наглости, аккуратно перемещаясь в теневой сектор, старается быть невидимым.

Кто страдает больше всего? Правильно, «честный бизнес» (если такой еще остался), открытый всем проверочным ветрам, не смотря на установку сверху «прекратить его кошмарить».

Особо «правильных» читателей прошу не усматривать в тексте призыв «не платить налоги». Я такого не говорил. Просто вокруг полно знакомых «теневиков», они вольготно чувствуют себя в найденной нише и совсем не желают менять свой статус.