После того, как на Украине, вручили торжественно оформленный документ, который фактически содержит синодальное решение Вселенской патриархии, о предоставлении автокефалии (томос), украинская церковь под покровительством Петра Порошенко приобрела независимый статус. Однако некоторые православные епархии в Европе не признали украинскую автокефалию.
Причины непризнания новосозданной Православной церкви Украины (ПЦУ) в каждой православной епархии различны.
Так, недавно Польская православная церковь сообщила, что не признает автокефалию на Украине по причине того, что «отступники от Церкви, при этом лишенные священства, не могут представлять здоровый церковный организм. Это неканоническое действие и нарушает евхаристическое и межправительственное единство».
Действительно Польская православная епархия имеет под собой все основания так утверждать ведь предстоятелем «новой украинской церкви» стал митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний (в миру Сергей Петрович Думенко), ставленник самого лжепатриарха Филарета (Денисенко). Отметим, что ранее господин Денисенко был лишен всех степеней священства до монашества без дальнейшего восстановления своего сана. Такого же мнения придерживается Русская церковь, которая после того, как украинскую организацию провозгласил Константинополь автокефалией прекратила евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом.
Помимо того, что Вселенская патриархия приняла решение о создании нового украинского религиозного организма так еще и восстановила в священном сане лидера украинского раскола Филарета Денисенко и Макария Малетича несмотря на то, что лишены сана раскольники были навсегда.
В Сербском Архиерейском Соборе считают, что решение Константинопольского патриархата снять анафему с лидеров украинской раскольнических церквей Филарета Денисенко и Макария Малетича является «канонически необоснованным». Также патриарх Сербский Ириней заявил, что «Константинопольский патриархат не имеет права давать автокефалию раскольникам».
В Белоруссии на собрание Минской епархии постановили новоизбранную украинскую церковь считать «раскольнической», а также «действия Константинопольского патриархата признаны «посягательством на каноническую территорию» Русской православной церкви (РПЦ)».
В свою очередь представитель Православной церкви Болгарии – митрополит Пловдивский Николай, считает, что «раскол является большой раной для Церкви». Кроме того, он пояснил почему не поддерживает украинскую автокефалию: «потому что каноны Церкви не позволяют признать некое формирование, которое себя называет Церковью, каноны Церкви – это дело Святого Духа в жизни Церкви. А мы знаем, что самый большой грех, который не прощается, это хула против Духа Святого.
Напомним, что в 2014 году новоизбранный президент Петр Порошенко, со своей русофобской идеологией заявил, что «собственная церковь в государстве – атрибут независимости как государства, так и церкви» и учитывая то, что Украинская Церковь с дополнением «Московского патриархата», по сути является подразделением Русской Церкви, то срочно надо это положение менять, потому как недопустимо зависеть от Московского патриарха. Также президент тогда признался, что это вопрос политический.
В апреле 2018 года, за год до президентских выборов, патриарх Варфоломей пообещал даровать Киеву томос. Для этого он отменил решение Константинопольского патриархата от 1686 года о том, что киевских митрополитов назначает Московский патриархат.
И вот томос был вручен патриархом Варфоломеем предстоятелю «новой украинской церкви» Епифанию.
Как видим, все то, что когда-то задумал действующий лидер Украины в отношении религиозных вопросов осуществилось. Теперь на Украине своя церковь, которая не зависит от ненавистной для Порошенко «страны – агрессора» России. И что же теперь?
А теперь начнутся споры и столкновения из-за церковной собственности. Основная цель «раскольников» – Киево-Печерская Лавра. Захватнические действия по отношению к Лавре были еще до вручения томоса, а вот теперь, когда он получен у многих раскольников руки развязаны.
Таким образом, религиозная война на Украине будет продолжена и скорее всего с жертвами, учитывая то, что человеческая жизнь совершенно ничего не стоит в украинском государстве. В общем, этот религиозный конфликт ложится на совести господина Порошенко и тех, кто поддерживал и способствовал получению томоса.