Причины и последствия авиакатастрофы, унесшей жизнь Наталии Филёвой
31 марта 2019 года при заходе на посадку частного самолета Epic-LT в аэропорт Эгельсбах (Франкфурт-на-Майне) в возрасте 55 лет погибла акционер и председатель совета директоров S7 Airlines Наталия Филёва. Ее смерть называют невосполнимой утратой. Мы собрали всё, что известно об авиакатастрофе на данный момент, анализируем реакцию на это событие и возможные последствия.
Невезучий борт
Шестиместный одномоторный самолёт Epic-LT с бортовым номером RA-215G выполнял рейс в интересах семьи Филёвых. В салоне помимо пилота находились два пассажира: Наталия и ее отец. По неофициальным данным, ему предстояло лечение в Германии.
30 марта борт вылетел из Домодедово в Краков, затем в Канны, и уже оттуда 31 марта отправился в аэропорт Эгельсбах (Франкфурт-на-Майне).
Авиакатастрофа произошла в 14:40 по местному времени. При заходе на посадку самолет врезался в спаржевое поле, полностью разрушился и сгорел.
Наблюдатели сразу обратили внимание, что несколько лет назад с этим самолетом произошел инцидент в московском аэропорту. 24 марта 2015 года в Домодедово Epic-LT с тем же номером сел «на брюхо» и скользил около полукилометра до полной остановки. В кресле пилота находился муж Наталии – Владислав Филёв. Версия о том, что он забыл выпустить шасси, не подтвердилась – авария произошла по техническим причинам.
Связаны ли оба этих инцидента, предстоит разбираться специалистам Межгосударственного авиационного комитета, которые уже приступили к работе. Расследование осложняется тем, что небольшой самолет не был оборудован самописцами, регистрирующими параметры полета, – для таких машин это необязательно. Наземные службы сообщают, что посадка проходила в обычном режиме, в простых метеоусловиях, никаких сообщений о неполадках с борта не поступало.
Русский след в американском авиапроме
Интересна еще одна деталь. Самолеты Epic выпускает небольшая американская фирма, которой с 2012 года владеет одна из структур S7 Group. По данным «Форбс», это российский холдинг «Инжиниринг» (с 2018 года – S7 Technics). Владельцы S7 инвестировали в эту компанию, так как у них была идея создать бизнес по небольшим региональным перевозкам. Но до коммерческой реализации этого проекта дело не дошло.
Продукцию семейного бизнеса Филёвы использовали для личных нужд. И, как показывает случай в Домодедово, Владислав Филёв садился в кресло пилота. Кстати, конструкция самолета позволяет передавать управление переднему пассажиру.
Волна сочувствия
Смерть Наталии Филёвой вызвала волну сочувствия. Несмотря на то что «Форбс» оценил ее состояние в 600 млн долларов, коллеги, партнеры, просто знакомые характеризуют Наталию как очень хорошую скромную женщину «без понтов и личной охраны».
Вспоминают, что она занималась не только авиацией, но и благотворительностью – спонсировала программу по экспресс-тестированию на ВИЧ.
И, конечно, отмечают огромную роль, которую Наталия Филёва играла в бизнесе авиакомпании.
«Не жена совладельца S7, а настоящий партнер, настоящий менеджер, настоящий авиатор, настоящая женщина. Я знала ее почти с первых дней, когда Филёвы купили «Сибирь». Она всегда была в сердце этого бизнеса, была его крыльями. В тогда еще чисто мужской и жесткой среде российской авиации эти двое чужаков выжили и заставили всех себя уважать. Вместе. Не напишешь в газете, как она могла улыбаться и наводить «страх и ужас», быть мягкой и железной. «Сибирь» не будет прежней. Авиация не будет прежней», – написала в своем Фейсбуке заместитель главного редактора «Коммерсанта» Рената Ямбаева.
Кто будет руководить?
Вне всяких сомнений, S7 понесла тяжелую потерю: можно сказать, что авиакомпания лишилась матери. И теперь перевозчику предстоит жить по-новому.
В его истории уже было два трагических инцидента, которые показали умение держать удар. В 2001 году, когда S7 еще была известна как «Сибирь», украинские ПВО по ошибке сбили Ту-154, выполнявший рейс Тель-Авив – Новосибирск. 78 человек, находившиеся на борту, погибли. В 2006 году произошла еще одна катастрофа. При посадке в аэропорту Иркутска выкатился с полосы и сгорел А-310: в этом инциденте погибли 125 человек, выжили 78.
Катастрофы имели самые серьезные последствия для бизнеса компании. Но в итоге перевозчику и лично Филёвым удалось справиться с последствиями. S7 провела ребрендинг, обновила парк, интегрировалась в глобальный альянс Oneworld и сменила «Трансаэро» на второй строчке в списке крупнейших российских авиакомпаний.
Пока непонятно, как теперь будут разделены сферы ответственности в S7 Group, ведь один из ключевых акционеров, Владислав Филёв, в последние три года отошел от управления авиабизнесом и сосредоточился на работе с новым проектом – S7 Space. В 2016 году компания объявила о покупке плавучего космодрома «Морской старт», полностью закрыв сделку в 2018 году. С космосом связаны амбициозные планы в стиле Илона Маска: в ближайшие годы модернизация ракетных двигателей, строительство собственных ракет и космические запуски, в том числе в целях снабжения МКС.
Так что работы у Владислава Филёва хватает. Однако, по словам наблюдателей, и ему, и Наталье удалось создать сильную команду управленцев среднего звена. Кроме того, в компании уже несколько лет работает дочь Филёвых – Татьяна.
Изначально она занималась маркетингом, но после ухода отца в космический проект стала первым заместителем генерального директора. Как сообщали «Ведомости», в ее обязанности входит стратегическое развитие, коммерческий блок, продажи, программы лояльности. И не исключено, что именно она возглавит авиационный бизнес S7.
Автор: Дмитрий Даниленко