Воспоминания Г. Иванова, жителя деревни Шой – Шудумарь Куженерского района.
28 февраля 1942 года моркинский райвоенкомат призвал в армию моего неродного отца Ивана Прокопьевича Прокопьева. Вечером того же дня он заехал домой в деревню Пинжедур, а утром мы с матерью провожали его на лошади до суслонгерских лагерей. Мне тогда было 13 лет.
В расположение части нас не пустили, мы остались у КПП. Один из часовых поинтересовался у мамы : нет ли чего съестного? Она вытащила из сумки и отдала ему все, что у нас было, - хлеб и кусок мяса. Тут же поинтересовалась : «Что, плохо кормят?». «Да, мамаша – ответил солдат, - ходим полуголодные». Помню, мама всю дорогу до дома плакала, жалея и отца, и того часового.
Через две недели, собрав кое-какие продукты, мы пешком отправились в сторону Суслонгера. Добрались до лагерей ближе к обеду, мать отдала полбуханки хлеба часовым, и те нас пропустили на территорию лагерей, объяснив, как найти отца.
Когда я его увидел, то не узнал. Так похудеть за 14 дней – уму непостижимо! Весь его вид говорил сам за себя. Первый вопрос : принесли ли мы чего-то поесть? «Как же,папа?! За этим и шли», - отвечаю. Он обнял меня, крепко поцеловал в щеку и заплакал. Мы просидели с ним около получаса. Он рассказал, что день и ночь у солдат муштра, а кормят плохо. Через неделю попросил приехать еще раз – их собирались отправить на фронт.
Это была наша последняя встреча. Приехав, как договаривались, через неделю, мы не увидели отца. На этот раз нас не пустили на территорию лагерей. Там гремел оркестр. Один из часовых подошел ко мне и сказал :
«Твоего отца провожают на фронт. В его честь играет музыка».
Мама, услышав это, заплакала, достала узелок с едой и все раздала часовым.
Первое письмо с фронта мы получили в начале апреля, а в мае того же 1942 года отец скончался от тяжелых ран, полученных в бою..
В годы войны деревенские жители ходили в суслонгерские лагеря менять продукты на солдатское обмундирование. Ходоки рассказывали потом о невыносимых условиях жизни в этих лагерях. Рассказывали, что прорубь, в которой брали воду для лагерной кухни, стали охранять после того, как несколько солдат не выдержали и свели здесь счеты с жизнью.
Думаю, живы еще люди, которые помогут воссоздать историю, рассказать правду о суслонгерских лагерях.
Читайте также :
Заброшенный лагерь РККА : 80 лет спустя
Воспоминания о Суслонгере : Станислав Ростоцкий
Воспоминания о Суслонгере : Марк Рафалов
Подписывайтесь на канал и делитесь ссылками на статьи в социальных сетях!