Найти тему
Владимир К

Родственники и друзья в бизнесе – реальная помощь или саботаж?

Со времен свободного предпринимательства, когда на Руси бизнесмены назывались купцами, заводчиками, мастеровыми, промысловиками и поставщиками императорского двора. Родственные связи и преемственность поколений, играли главенствующею роль в развитии фамильного бизнеса. Карьера человека строилась по известным и понятным правилам, только трудолюбивые и надежные работники на равных условиях с соседями, друзьями семьи и родственниками имели шанс подняться с подсобного работника до доверенного лица или высокой должности. Образование и социальный статус конечно имели значение, но небыли решающим фактором в коммерции, а вот самоотверженность надежность имели ценность. Времена менялись, но неизменным оставалось одно родственники и друзья становились первыми помощниками в бизнесе и на это существует ряд причин, если обозначить хотя бы поверхностные доводы подойдут вот эти три.

1. Отсутствие стартового капитала у новоиспеченного предпринимателя. В случае провала бизнесмен остается должен работнику, люди со стороны это риск, а родственник или друг без финансовых претензий; -«ну не получилось, так не получилось.» Родственник, друг, знакомый, всегда поддержит и поработает за обещания; - «бизнес разовьется начнет приносить доход». К тому же родню не обязательно официально трудоустраивать.

2. Конкуренция. Держать в тайне на чем будет зарабатывать предприниматель и как это будет работать, приходится всегда «коммерческая тайна» всё-таки общеизвестное понятие. Посторонние люди могут быть очень опасны, втершийся в доверие человек может запросто перехватить идею, инициативу или рынок сбыта, оставив компаньона на бобах. Родственники тоже могут, но общественные институты семьи и религиозные каноны семейных отношений выступают невидимым гарантом деловой репутации в закрытых кругах семейного бизнеса.

3. Реальность и перспективы бизнес идеи. Близких людей, возможно даже не придется убеждать, что идея выгорит и принесет доход. Родственники согласны помочь даже если идея выглядит как утопия. Чего не скажешь о наемном работнике, который хочет гарантий верит в реальные вещи и будет работать за деньги не за обещания, еще ему нужна будет уверенность, что его труд кому-то приносит пользу.

Так в чем же проблема работы с родственниками или родственниками знакомых, если мы видим только плюсы таких союзов? Проблема естественно невидна на первый взгляд, она не на поверхности, она только внутри бизнеса начинает быть проблемой. Дело в психологии людей и менталитете. В бизнесе главное бизнес и принимая людей на работу предприниматели думают не о результатах в виде живых денег, они имеют необходимость доверить кому-то те или иные бизнес процессы, пока сами отрабатывает и распределяет деньги. Бизнесмен как бы Добросовестно Заблуждаться, доверяя рекомендациям, поэтому в момент передачи полномочий часто ошибаются с выбором приемника. Подсознательно, проще взять человека с нулевыми знаниями, но с родственными рекомендациями, чем незнакомого человека с подозрительно хорошими навыками работы. Единственное, что оправдывает такие решения, что они принимаются в режиме дефицита и экономии времени. В остальном именно с подсознательных решений и формируется системные проблемы бизнеса. Разберем для начала самые популярные должности в которых работают сотрудники из ближнего круга предпринимателей; - PR, маркетинг-реклама, HR, секретариат, административный персонал, руководители подразделений всех видов и мастей, менеджеры по работе с клиентами, но не те, кто активно продает, а те, кто сидит на входящем потоке. Так как это категория граждан «протеже» как правило получают самые «теплые места», их главная проблема — это не только ветреное отношение к занимаемой должности, которую они не добились, а получили, на основаниях родственных связей или влиятельных родителей. Не только уровень компетентности и недальновидности в связи с отсутствием профильного образования или специфических навыков. Это неуемные амбиции на фоне привилегированного положения, это неоправданная халатность, обусловленная чувством неуязвимости. И еще целый набор человеческих слабостей присущих обычному работнику. К примеру очень модная должность PR менеджер, тысячи молодых девушек и парней мечтают работать на этой должности. Оно и понятно раскрученная специальность, на короткой ноге с руководством, полеты в облаках креатива, огромные полномочия, участие в красивых презентациях и выставках. А главное, никакой ответственности за неэффективность или даже полный провал, так как никто даже и не понимает толком чем занимается, что и как делает PR менеджер? У этих ребят всегда есть виноватый, но не они сами. От того и такая высокая популярность «проталкивания» своих детишек или знакомых на эту должность в любую коммерческую или государственную организацию. В итоге страдает бизнес недополучая прибыль, а то и вовсе ее теряя из-за откровенно отталкивающего креатива или полной бесполезности проведенных рекламных мероприятий, что еще страшней, улетучиваются не только деньги, но и имидж компании. Есть конечно здесь и выигравшая сторона PR менеджер потому, что может хвастаться названием своей должности и конечно конкуренты, собирающие отвалившуюся целевую аудиторию. Но бизнесу от этого не легче, ведь за это он будет платить не только расходами, но и увольнениями рядовых работяг, сокращением рабочих мест и жесткой экономией ресурсов. Даже не понимая, что PR это не расходы, а привлечение внимания потребителей, то есть это прямое воздействие на доходы коммерческой организации. Та же история с HR секретарями административными функционерами, бухгалтерией и мелкими начальниками, пригретыми под авторитетным крылом руководителя. Как, привило их пренебрежительное отношение к остальному персоналу портит обстановку в коллективе, пагубно влияет на ключевых исполнителей и специалистов, которые на фоне такого отношения начинают терять интерес к работе или даже откровенно саботировать ее. Предприниматели руководители несут функцию организатора и ответственного лица, а движущей силой остаются простые работяги и потребители. Здесь, деструктивное влияние даже одного привилегированного человека, может повлечь целую лавину неприятностей за которую придется расплачиваться настоящими деньгами, вот это и есть признаки саботажа. Тут конечно решает каждый сам, однако если у бизнеса стоит задача развиваться, а не плыть по течению тогда кадровый вопрос требует очень пристального внимания. Что важнее, сделать приятно близким и знакомым приняв на работу горемыку которого не куда без связей не возьмут? Или делать бизнес с профессионалами, которые будут дорожить своей работой хотя бы по тому, что они всего добиваются сами? Принимая человека на работу по знакомству, у вас должна быть гарантия, что он будет развиваться или у нас откуда-то появиться время его развивать? Не забывайте про психологию людей и парадигму жизненного цикла работоспособного населения. - Работать идут за деньги и только единицы находят в себе силы и время для учебы повышения квалификации и карьерного роста. Остальные остаются кадровым грузом, довольствуются предложенным минимумом да именно предложенным, умудряясь еще и сачковать, прикрываясь покровительством босса или учредителя. В этом плане европейский и американский подход может быть весьма интересен, когда совсем не важно чей ты протеже тебе все равно предложат начать с первой ступеньки карьерной лестницы или ограниченную по времени стажировку вовремя которой, придется из кожи вон выпрыгнуть, чтобы получить должность. Такая тактика это в первую очередь уважение к своему бизнесу, когда предприниматель помнит и гордится проделанной работой, когда авторитет самого бизнеса и вложенные средства имеют наивысшую ценность, как говориться, - «ничего личного только бизнес».