Привет, это Никита Белоголовцев. Сегодня в блоге ничего монументального, просто небольшой и полезный пост для авторов.
Когда-то давно (когда на втором курсе факультета журналистики нас учили верстать бумажные газеты) всё было очень просто. Нас учили, что заголовок обязательно должен был быть максимально ярким, а подзаголовок — объяснять, что вообще происходит. Например, вот так это выглядело в одном из лучших заголовков в истории русских медиа:
То есть мы видим игровой и малопонятный заголовок сверху и смысловое пояснение ниже. Медиа могли себе это позволить, потому что пользователь приходил на страницу (неважно, сайта или бумажной газеты) и знакомился с материалом целиком. И с заголовком, и с подзаголовком, и с самой публикацией.
Но потом пришли соцсети и всё сломали
Чтобы хоть как-то цеплять внимание в пользовательских лентах и мотивировать читателя кликнуть, заголовки стали понятными и информативными (вынесем кликбейт за скобки, он живёт по другим законам). Зачем в этой новой реальности подзаголовки — не очень понятно. Попробую объяснить метафорой: хороший подзаголовок должен быть как капучино после вкусного обеда.
☕️ Он не утоляет голод. Значит, всё важное должно быть в заголовке
🍕 Он дополняет основные блюда. То есть подзаголовок должен не пересказывать заголовок другими словами, а давать новый оттенок смысла и/или настроения
🍟 Есть блюда, после которых он неуместен (или вы просто объелись). Подзаголовок тоже нужен не всегда и везде. В каких-то случаях вам просто нечего раскрывать или уточнять. Иногда заголовок просто слишком длинный и нужно пожалеть читателя и спасти его от лишних букв. А когда-то это просто некрасиво.
🍵 Бывает с корицей или без. Подзаголовки тоже бывают очень разными. Например, многие редакторы почему-то уверены, что цитата не может быть подзаголовок. А она вполне может.
Пользуйтесь, подписывайтесь на блог и приятного аппетита!
Если хотите почитать что-то полезное для редактора прямо сейчас, то вот несколько вариантов:
23 телеграм канала, которые я читаю (и вам советую)
25 советов главному редактору, которые пригодятся не только главному редактору