Когда речь заходит о сложном синтаксисе в художественной литературе, из отечественных писателей вспоминаются Толстой и Достоевский. Однако современные постмодернисты способны на большее - так, Виктор Пелевин в 1990 году опубликовал рассказ, написанный одним предложением. В нем было почти три тысячи слов.
Водонапорная башня вполне может оказаться тем первым, с чего начнется все остальное, потому что предметы появляются тогда, когда становятся известны их названия, и происходящее за окном сразу приобретает смысл – солдаты заканчивают работу, выкладывая белым кирпичом цифру «1928» на толстой верхней части каменного цилиндра, и даже не догадываются, что кто-то следит за тем, что они делают, думая об этом почти без помощи слов, но очень серьезно: любая башня или даже труба сначала строится таким образом, будто должна подняться до самого неба, чем обязательно завершилось бы простое добавление новых кирпичных колец изо дня в день, если бы не решение строителей уйти...
И пошло, и поехало.
О чем рассказ?
"Водонапорная башня" - поток мысли о жизни в Советском Союзе. Здесь и рассказы о "красных" с "белыми", и песни Утёсова, и свист примуса, и "Правда", и Горький, и духи "Колхозница", и похороны Сталина, и космонавты, и обмен квартирами...
Всё в одно предложение.
Произведение сразу было замечено критиками.
“Водонапорная башня” — десяток с лишним страниц в одно предложение без абзацев, охватывающее жизнь и судьбу нескольких поколений “простых советских людей”. Исполнено виртуозно и умно", -
отзывалась о рассказе литературный критик Ирина Роднянская.
Рассказ любопытен именно деталями советской жизни простых людей. Например, исследователь творчества Пелевина Ольга Богданова обращает внимание на кинематографические отсылки в тексте:
"Свидетелями и знаками взросления наблюдательного героя становятся и иные кинематографические аллюзии-эпизоды: и фраза о том, что «хоть Утесов поет, что тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет, люди пропадают целыми оркестрами, так и не дошагав туда, куда они шли…», пробуждающая в памяти фильм «Веселые ребята», и звучащая мелодия «Утомленного солнца», и строка из названия советского фильма «Если завтра война». Краткие, но точные отсылки писателя к знаковым реалиям (в данном случае – к общеизвестным советским фильмам) позволяют воссоздать не только судьбу героя, но судьбу целого поколения советских людей, на которое выпали жестокие испытания".
Если вас заинтересовал рассказ "Водонапорная башня", ниже в разделе источников вы найдете ссылку для чтения онлайн.
Источники
Пелевин В. Водонапорная башня / Электронная библиотека "Лит Мир"
Богданова О.В. Виктор Пелевин и "московский концептуализм" / КиберЛенинка
Книжная полка Ирины Роднянской / Журнальный зал