Найти в Дзене
Записки картографа

Волшебный фонарь - техника в стиле ретро и никакой магии

У меня однозначная ассоциация "волшебного фонаря" и персонажа комиксов Зеленый фонарь, так вот, просто и напрямик. Но дальше речь пойдет не о Рейнольдсе, а о прообразе современных проекторов - устройстве "волшебный фонарь". Источник изображения: https://pikabu.ru/
У меня однозначная ассоциация "волшебного фонаря" и персонажа комиксов Зеленый фонарь, так вот, просто и напрямик. Но дальше речь пойдет не о Рейнольдсе, а о прообразе современных проекторов - устройстве "волшебный фонарь". Источник изображения: https://pikabu.ru/

Итак, сэр Дэвид Брюстер, создатель калейдоскопа в известном нам виде, предполагал, что его изобретение будет особенно полезным в области орнаментального искусства. А переносить узоры из калейдоскопа на бумагу он предлагал с помощью любопытных оптических приборов: загадочных камеры-обскуры, камеры-люсиды и "волшебного фонаря". Про две "камеры" я уже коротко рассказывал, теперь пришло время фонаря.

Волшебного в этом фонаре, по сравнению с той же камерой-обскурой, немного: это первый проектор, в котором изображение с прозрачных, как правило, стеклянных пластин проецировалось на вертикальную поверхность при помощи источника света через линзу или систему линз. Прибор появился в XVII веке, пару сотен лет использовался преимущественно в развлекательных целях, потом проник в сферу образования. А ближе к середние XX века был вытеснен более компактным проектором под 35-миллиметровые фотослайды.

По этой иллюстрации из трактата немецкого ученого А.Кирхера "Ars Magna Lucis et Umbrae" ("Великое искусство света и тени") 1671 года можно судить о размерах самых первых проекторов: они были величиной почти с комнату и генерировали сравнительно небольшие проекции. Но свечой или масляной лампой большую проекцию и не сделаешь. Источник изображения: https://en.wikipedia.org/
По этой иллюстрации из трактата немецкого ученого А.Кирхера "Ars Magna Lucis et Umbrae" ("Великое искусство света и тени") 1671 года можно судить о размерах самых первых проекторов: они были величиной почти с комнату и генерировали сравнительно небольшие проекции. Но свечой или масляной лампой большую проекцию и не сделаешь. Источник изображения: https://en.wikipedia.org/

В "волшебном фонаре" в качестве источников света применялись по мере изобретения наиболее передовые осветительные приборы: на смену тусклым свечам и обычным масляным лампам пришла более яркая Аргандова лампа, далее - еще более яркий Друммондов свет, и затем хотя и такие же по яркости, но значительно более безопасные - дуговая лампа и лампа накаливания. В более поздних (и менее громоздких) моделях позади свечи или лампы устанавливалась вогнутое зеркало - чтобы направить как можно больше света через слайд и линзы объектива.

Слайды рисовали от руки на стекле или иногда на промасленной бумаге. Вначале для заливок фигур использовалась только черная краска, впоследствии появились и полупрозрачные цветные. Изображения покрывались прозрачным лаком или защищались дополнительным стеклом, оправлялись в деревянные рамки с квадратным или круглым окошком. В 20-е годы XIX века было налажено производство печатных слайдов: нарисованные художником изображения тиражировались методом под звучным названием декалькомания (decall = декаль = переводилка). Первые фотографические слайды, гиалотипы (hyalotypes, "hyalo" - стеклянный, греч.), появились в 1848 году.

Какую-то важную презентацию проводят. Источник изображения: https://www.nfsa.gov.au/
Какую-то важную презентацию проводят. Источник изображения: https://www.nfsa.gov.au/

С помощью "волшебных фонарей" демонстрировались не только статичные картинки. Двигая при помощи простых механических приспособлений один слайд относительно другого, в наложении, можно было показывать простую анимацию. Пример динамического слайда представлен в видео:

Вот такой ретро-проектор - "волшебный фонарь".