Так начинается долгожданный дагестанский мультфильм «Аул мастеров», созданный в студии анимации «Альтус». Календарь напоминает, что 8 апреля – День российской анимации. С этого года Дагестан может смело отмечать этот праздник, поздравлять и благодарить руководителя проекта Руслана Салимагаева и его команду за красочный мультик, который так понравился всем, кто его уже успел посмотреть на презентации в кинотеатрах города. А если вы не видели «Аул мастеров», ждите. Скоро он появится в Интернете.
«Невероятная история, о которой я решил поведать тебе, мой маленький друг, произошла в одном далеком дагестанском ауле, некогда именовавшемся как аул мастеров. Нет, дорогой, нет! Это не были маги или мастера кунг-фу, это были самые обычные люди — ремесленники. И всё, что они имели, было создано их же руками. Купцы со всех концов света шли сюда за ювелирными изделиями, стальными клинками, прочными доспехами, изделиями из глины и великолепными коврами.
Но время шло, и жители аула стали всё больше тяготеть к соблазнам цивилизации. С каждым днём их ремесло казалось им бессмысленным и устаревшим и всё больше представлялось каторгой. В поисках лучшей жизни они стали перебираться в города. Погасли огни кузниц, печи гончаров, оскудели пастбища и стада. Оставшиеся стали таскать продукты из магазинов. А на смену народным сказаниям пришли истории о трансформерах.
Так бы всё и пришло к своему логическому завершению, не появись в этих краях представитель городской цивилизации — мальчик по имени Ахмед, сосланный отцом за плохую успеваемость и склонность к вранью в места не столь отдаленные от города. Ахмеду предстояло пройти нелегкий путь исправления у лучшего специалиста в этом деле – бабушки Ханум. Мальчику и в голову не могло прийти, что судьба доверила ему великую честь – вернуть былую славу своему аулу, хотя и находился он там впервые.
«Но как может троечник и врунишка, пусть и ставший на путь исправления, решить судьбу целого аула?» — спросишь ты. — В одиночку?» Не-е-ет! Даже несмотря на всю силу авантюрного склада ума. Но если объединить его с другой могучей силой, к ним прибавить третью, умножить на четвертую, им противопоставить пятую, то… Впрочем, обо всем этом по порядку».
«Дагестанская правда» за судьбой «альтусовских» героев следила давно. С того самого дня, как в 2013 году появился первый герой. Ребятам пришла идея — на тот момент бредовая — создать мультфильм вопреки супер-паукам и всяким свинкам с мышками.
Помню, как мы обрадовались новости, что наши креативщики решили сделать мультик для наших детей о наших селах и характерах. «Аул мастеров» – о приключении городского мальчика в селении. С юмором и перчинкой. По идее, от серии к серии с помощью сельского друга Ахмед знакомится с бытом, традициями и обычаями горцев. В основу сюжета легли произведения дагестанских писателей, народные сказки, легенды и, конечно, реальные истории.
Жизнь каждого мультфильма начинается с чистого листа и, прежде чем засветиться на экране, проходит длинную стадию компьютерной обработки. Процесс, кстати, весьма затратный.
Мы обрадовались, захлопали в ладоши и стали ждать.
Прошел год, за ним еще один, и еще один… Заждались презентации, почти забыли… И вот мультик появился! Трехсерийный мультфильм «Аул мастеров» создан на средства Президентского гранта.
— «Аул мастеров» завершён, но это лишь начало, – говорит директор студии Руслан Салимагаев. – Мультфильмы развиваются в ногу со временем, и мы вместе с ними, с актуальными темами, существующими в обществе, в частности на Северном Кавказе.
С помощью мультипликации мы стараемся передать детям главные ценности, затрагивающие очень важные темы: добро и зло, любовь и ответственность, мечты и надежды, уважение и помощь людям. Вместе с героями мультфильма зритель учится справляться со сложностями, строить отношения, преодолевать препятствия и зачастую переделывать себя самого.
В процессе развития сюжета герои (а мы надеемся, и зритель!) меняются в лучшую сторону. Именно ради этого стоит создавать мультфильмы. Вообще создание мультфильмов – очень сложное дело. Мы испытывали определённые проблемы с продолжением проекта, но благодаря Фонду президентских грантов удалось собрать материал для нескольких серий, исполненных в технологии 2D.
Конечно, в первую очередь мультсериал о нашей родине. Сохранение культурно-исторического наследия через использование анимации — очень крутая идея, уже отработанная во многих уголках мира. Проблема в том, что самого анимационного кино в республике нет и никогда до этого не существовало. Кто сможет передать в совершенстве многонациональный колорит Кавказа, кроме нас самих? Вот мы и взялись за это непростое дело, собрав лучших специалистов республики и зарядив их своей идеей. Очень рассчитываем в дальнейшем перейти на более высокий уровень технологий, от которых мы сейчас отказались в пользу числа серий и скорости реализации.
Я сижу в их студии, наблюдаю за работой ребят и чувствую, что за мной тоже наблюдают. Отовсюду. И точно – куда ни глянь, всюду встречаешься с большущими глазами мультперсонажей. Вот аксакалы на годекане, вот пузатый и усатый фанат «Анжи» в папахе, вот чиновники с кустиками волос на голове, милая горянка… Все добрые и смешные и, наверное, по ночам устраивают здесь мультвечеринку. По большому счету этот аул и есть Дагестан в миниатюре. Городской тинейджер из серии к серии с помощью сельского друга приспосабливается к сельской жизни, открывает для себя неизвестное.
Вот бы и мне, думаю я, хоть ненадолго стать героиней мультика, поговорить мультяшным голосом. Хотя это тоже иногда делается «вручную». В «Пластилиновой вороне», например, «правильные» голоса в песне были получены чуть ли не случайно. У режиссера Александра Татарского звука оказалось на три минуты больше. Реставратор сжал запись, и получилось мультяшное звучание.
Ладно, стать героиней – это уж слишком, но попробовать себя в роли мультипликатора можно. Разрешают.
Берусь за дело. Увы… Любое творчество требует если не мастерства, то уж определенной подготовки точно, а мультипликация – еще и таланта. Сотрудники просматривают видеозапись, прослушивают озвучку. Приходит понимание того, почему персонаж стоит так, а не эдак, двигает рукой или моргает… И еще раз напоминает, что создание анимации – это не столько техническая задача, сколько художественное чутьё. Каждая секунда мультфильма стоит денег, и немалых: дорогое оборудование, самые передовые технологии, привлечение российских коллег на определенных стадиях работы, зарплата работникам. Долгое время мультфильм создавался на средства, заработанные студией в рекламных проектах.
«День рождения»
Раз уж мы заговорили об анимации, а мультфильмы любят в любом возрасте, особенно те, что коснулись детства, стоит продолжить тему. И повод хороший – мультяшный праздник. Помню, нравился мне в детстве связанный с Дагестаном мультик «День рождения», снятый по мотивам нашей сказки.
Мурат обиделся на дедушку за то, что его день рождения не внесли в семейную книгу.
— Дедушка! Здесь ошибка. Здесь записаны все, кто родился в нашем доме, а меня нет, — сетует мальчишка.
— Так ты же еще не родился, Мурат, — отвечает ему аксакал.
— Барашек родился, а я нет? Как может нерожденный иметь глаза и нос?
— И нос, и глаза есть у барашка тоже. А разве ты барашек? Знай, Мурат, днем рождения человека считается не тот день, когда он рождается бессильным, как барашек, а день, когда он заслужит свое рождение, — объясняет дедушка и говорит, что в каждом ауле свои неповторимые испытания, и рассказывает внуку сказку, как брат спасал брата от злого аждахи, который наводил страх на всё живое.
«Ну, погоди!» — 50!
В этом году всеми любимому «Ну, погоди!» исполняется 50 лет. История сериала про Волка и Зайца, горячо любимого многими зрителями, началась с выбора сюжета. На «Союзмультфильм» пригласили молодых и популярных юмористов Курляндского, Хайта, Камова и Успенского и предложили придумать смешной сюжет для мультжурнала «Весёлая карусель». Идея с погоней понравилась всем, но не сразу определили, кто и за кем будет гоняться: лиса за петухом? Лиса за зайцем? Решено было остановиться на волке и зайце — понятных и узнаваемых персонажах.
В 1969 году режиссёр Геннадий Сокольский снял первый сюжет задуманного сериала, но руководство студии решило поручить продолжение Вячеславу Котёночкину. Режиссёр с художником Светозаром Русаковым сильно изменили изобразительное решение, возраст и внешний облик героев. Котёночкин хотел, чтобы Волка озвучил Высоцкий, однако в СССР песни барда не приветствовались, поэтому с затеей ничего не вышло, «голосом» героя стал Анатолий Папанов. На роль Зайца без проб взяли Клару Румянову. Впрочем, «привет» Высоцкому в «Ну, погоди!» остался — в одной из серий Волк карабкается по канату под мелодию песни из кинокартины «Вертикаль».
С Днем российской анимации, дети и взрослые!