Ретроспективного взгляда на мировую историю вполне достаточно чтобы осознать несложную мысль: никогда не существовало международной системы, что не была бы так или иначе трансформирована и/или ликвидирована спустя некоторое время.
Не станем углубляться в совсем уж древние периоды истории международных отношений, но вспомним так называемую «Ялтинско-Потсдамскую» систему, в известной мере, определившую геополитические контуры второй половины XX столетия.
В Ялте и Потсдаме державы-победительницы распределили «сферы влияния» между собой таким образом, что произошел качественный перелом мировой конъюнктуры: многополярный мир, где ведущее место, было за державами Западной Европы, Россией и Японией ушел в небытие. Строго говоря, был сознательно «похоронен».
Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль, как лидеры держав-победительниц, выступили в качестве своеобразных демиургов нового международного порядка и в рамках тяжелого переговорного процесса основали биполярную систему, ранее не существовавшую в истории.
Как известно, биполярная системы подразумевала наличие двух ключевых центров мирового могущества, сверхдержав – СССР и США, у каждой из которых были собственные военно-политические блоки и ярко выраженное стремление к безусловной гегемонии в планетарном масштабе.
Конфронтация обозначенных центров силы предопределило содержимое Холодной Войны, а также ее специфику – то есть перманентное сражение за доминирование в периферийных районах мира.
Лишь во второй половине 1980-х годов данная международная система начала «трещать по швам», прежде всего, из-за невозможности СССР продолжать исполнять функции глобального актора.
В конечном счете, «Красная Сверхдержава» прекратила свое существование, а вместе с тем исчезла и «Ялтинско-Потсдамская» международная система, так как для ее адекватного функционирования необходимо было наличие двух мощных центров силы, а не одного.
То, что пришло на смену глобальной американо-советской конфронтации пока не имеет общепринятого академического термина. Однако как, по сути, так и по форме это был мировой порядок, основанный на лидерстве Соединенных Штатов Америки, военной, экономической, научно-технической и культурной сверхдержавы.
На рубеже тысячелетий абсолютное большинство мировых акторов признавало огромную роль Вашингтона в разрешении актуальных вопросов, однако параллельно имел место и тренд на становление так называемого "многополярного мира".
Примечательно, что международная архитектура, созданная после Холодной Войны сейчас испытывает кризис, как «Ялтинско-Потсдамская» система в 1980-е годы, хотя причины иные: США не хватает могущества для поддержания былой безоговорочной гегемонии, а политические и иные амбиции альтернативных центров силы - особенно Китая, России и Ирана перманентно возрастают.
Иными словами, любая международная система не вечна и ныне мы переживаем этап кризиса старой и акт сотворения новой…