– Николай Максимович, хочется спросить у вас про физическую боль в балете: к этому можно привыкнуть?
– Конечно, у вас нет шанса не привыкнуть. Это профессия, подразумевающая в себе преодоление, усталость. Болеть у вас все равно что-то будет.
Есть боль благостная – это от правильной нагрузки, крепатура, что-то такое, а есть боль неприятная, от неправильной работы очень часто, от неправильных педагогов.
Мне повезло, я попал в руки к таким мастерам, где я не знал, что такое боль. Я болел один раз в своей жизни, очень серьезно, к сожалению, потому что сам был виноват. Меня предупреждали, чтобы я не лез в репертуар, который мне не по природе, но я никого не послушал и полез, потому что мне хотелось творчества. Я это получил, но я за это заплатил и после этого глупости не вытворял.
Есть земное притяжение, так скажем, как бы вы ни пытались преодолеть время, у вас ничего не получится. Время – это палач, который все равно придет в один «прекрасный» день, по назначенному часу, и озвучит вам свой приговор.
Я как-то очень рано понял, что не стоит суетиться, все равно будет так. А если этого не принять, то «психушка» тебе обеспечена.