Найти тему
Баланс Белого

Мам, ну не снимай!..

Вообще-то я не любила фотографию.

Да-да, для человека, начавшего вести фотоблог, это нормально, совершенно нормально. Не волнуемся, продолжаем чтение...

Итак, всё, с нею связанное, с раннего детства казалось мне глупостью и бесполезной тратой времени. Эка ерунда – щёлк-щёлк друг друга на всяческих праздниках, курортах, первых сентября, новых годах и днях рождениях! О том, что фотография может быть художественной, я, тогда вовсе далёкая от разного рода художеств, не задумывалась вовсе…

Зато фотографию любила мама. Точней, любит-то она меня. Но, самое страшное, она любит меня на фотографиях! А я не любила позировать, кривляться, улыбаться по просьбам. Я вообще была достаточно суровым ребёнком. Многие, думаю, меня поймут. Ибо что может быть для человека, который терпеть не может фотографироваться, самым тяжким испытанием? Правильно, вот это самое, коварное: «Улыбни-ись!» - «А встань-ка вот сюда!» - «Ну давай ещё разок, не получилось же!» - «Ну сделай нормальное лицо!». Нет, не в обиду, клеветать не стану – моя маман не была таким уж суровым фанатиком фотосъёмки. Но, «как у всех», у нас есть эдакий архив семейных фото из моего детства, большинство из которых сделано под сокровенной эгидой: «Мам, ну не снимай!».

И на многих, очень многих фото я получалась в основном так:

Я слева (ну, думаю, понять несложно)
Я слева (ну, думаю, понять несложно)

Или так (не с "нормальным лицом", неа):

-2

Ну, или, на крайняк, вот так:

-3

Фотография для меня являлась синонимом чьего-нибудь: «Встань-замри-улыбайся». В детстве-то ведь ассоциации закладываются твёрдо. Так вот и у меня отложилось в мозгу и в душе. Не было разницы – мама с крутым по временам нулевых телефоном с камерой в три мегапикселя, или какие-то дядя/тётя с навороченной техникой. Пожалуй, в детстве из всех видов искусства я больше всего презирала фотографию. Вернее, вовсе не считала её искусством, а только безделкой.

У меня вообще странные в этом отношении дела – то, чего боялся, что не любил, на что внимания не обращал или чем просто не интересовался становится вдруг чуть ли не смыслом жизни, становится частью меня, без которой и невозможно уже то «я», которое истинное и настоящее. Так было с рисованием – дурацкие уроки ИЗО в школе трансформировались в увлечение графическими портретами, стоило только послушать учительницу (тоже иногда полезно бывает, представьте) и перестать придираться к себе. Потом были стихи. Поэзия – всегда что-то, граничащее с фантастикой, а поэты – по меньшей мере, гении. Как вообще можно складывать слова в рифмованные строки? Честно – я до сих пор не знаю ответа, но вторая тетрадка в 96 листов понемножку заканчивается…

В общем, стоит только взяться, и не заметишь, как начнёт получаться. Но для того, чтобы взяться, нужна самая малость – интерес. Шесть лет назад у меня его не было, и меня это вовсе не беспокоило. Тогда я была спортсменом, далёким от творчества, я только-только начинала заниматься тем, о чём мечтала несколько лет. Моей любовью, смыслом и страстью был биатлон. А профессиональным спортсменам, коими мы со товарищами стали считать себя через годик-другой занятий, знаете ли, нет дела и времени до ваших камер. И фотографировалась я (а точней, меня фотографировали) всё так же...

-4

Всё изменил, как водится, случай. С ног на голову перевернул как мировосприятие, так и всю дальнейшую жизнь. И это была даже не покупка нового фотоаппарата, не подаренный на День рождения телефон с хорошей камерой, не внезапное озарение. О, нет, это было одно из тех чудес, что случаются с нами, конечно же, когда мы не ждём и не понимаем их. И потом, заглядывая назад, только удивлённо присвистываем – как же всё могло так сойтись?

Но не будем спешить. Уже близок момент, когда я перестану потчевать аудиторию собственными изображениями, снимками из семейного архива и чужими фотографиями. Настанет черёд и моих кадров. Но всему своё время…