«Игра – генетическая основа,
источник, корень всякого творчества,
его подготовительная ступень»
(Л. С. Выготский)
Детство. Детство – это довольно большой период жизни, глазами самого ребенка, и не большой, быстро проходящий период глазами их родителей. Огромный поток информации, новых впечатлений, чувств, ощущений, знакомство с окружающим их миром и новыми людьми, все это сваливается на впечатлительного маленького человечка, заставляет взглянуть его на мир через ту социальную призму отношений, в которой он существует. В детском возрасте игра, выступает как основной вид деятельности ребенка, формирует его психические и личностные качества, развивает внимание и память, заставляет примерить роль взрослого человек, мамы, папы, пожарника, военного и т.д.
Немаловажное влияние оказывают и верные спутники детской жизни – игрушки, или как их называли наши древние предки – потешки, забавки, которые не только выполняли заведомо отведенную роль в играх, но и являлись по своей сути защитными оберегами от негативного воздействия окружающего мира.
Участие взрослых в детских играх, очень нравится последним. В основном речь идет о шумных, подвижных играх, шуточной борьбе, битве подушками и другие. Это помогает взрослым вернуться в сказочный мир детства, по-новому пережить все его прелести, а также создать правильное условия и отношения детей к игре.
Славянские игры мамы с младенцем, по своей сути являлись не просто играми забавами, а выполняли роль своеобразного игрового массажа тела ребенка, методом воздействия на определенные важные точки организма. Их существует великое множество, а мы остановимся на двух наиболее известных и популярных.
Игра Сорока-воровка. Мама держит в руке ладошку своего крохи, и указательным пальцем, по её внутренней поверхности, производит круговые движения по расширяющейся спирали от центра к краю, по часовой и против часовой стрелки, приговаривая: «Сорока-воровка, кашку сварила, деток кормила и говорила: Ты мизинец – водичку носил, ты безымянный – дров наколол, ты средний – печь натопил, ты указательный – кашку мешал. А ты большой – водичку не носил, дров не наколол, печь не растопил, кашку не мешал, не будешь ты есть кашку!» После слов «деток кормила, и говорила», необходимо брать поочередно пальчики ребенка за кончики и потихонечку, не прилагая чрезмерных усилий сжимать их. Слова необходимо говорить не торопясь, медленно, улыбаясь и смотря ребенку в глаза. Помимо того, что у вас устанавливается психологический и тактильный контакт, своими действиями вы оказываете воздействие на определенные органы тела. Так надавливание-массаж на подушечку мизинца - благотворно влияет на работу сердечной мышцы, безымянного пальца – успокаивает нервную систему, средний палец – стимуляция работы печени, указательный палец – работа желудочно-кишечного тракта, большой палец – в его подушечке находится точка, отвечающая за работу главного мозга.
Игра в Ладушки. Во время этой простой игры, которая нравится всем детям, развивается мелкая моторика рук, что, как утверждают врачи, неврологи, благотворно оказывает влияние на работу головного мозга, а также на координацию движения. «Ладушки-ладушки, где были у бабушки, что ели кашку, что пили бражку, кыш полетели, на головку сели!». Благодаря этим нехитрым игровым движениям, ладошка каждой из рук ребенка, поочередно касается раскрытой ладони матери, что позволят быстрее прийти мышцам в тонус, выпрямляться пальцам на ровной поверхности ладони взрослого человека.
Игры славянской ребятни в возрасте от 3 до 7 лет, наверняка знакомы каждому из нас, из нашего детства. В большинстве своем они ориентированы на физическое развитие ребенка, реакцию, координацию, так как они более подвижные.
Игра называется У медведя во бору, она очень подвижная, когда дети играют в нее, игровой процесс сопровождается веселыми криками и визгами. На земле обозначается или рисуется место, круг, в котором по задумке будет находится медвежья берлога, неподалеку отводится место под дом для остальных игроков. Дети выходят из дома, напевают песенку, и изображают сбор ягод и грибов, напевая при этом песенку: «У медведя во бору, грибы-ягоды беру, медведь не спит, на нас бежит!» после произношения последнего слова в песенке, медведь выскакивает из берлоги и старается поймать кого-то из игроков. Если ему это удается, пойманный игрок становится новым медведем, а медведь, отправляется в дом к людям.
Игра называется Репка. Она чем-то напоминает известную сказку по своей сути и персонажам. Также вырабатывает у детей хорошую реакцию и координацию действий. Суть и правила игры таковы, что участники игрового процесса, становятся в круг, в середину на корточки садится один игрок – он и есть репка, за кругом за спинами игроков хаотично бегает мышка. Дети, стоящие в кругу, начинают водить хоровод и напевают песенку: «Расти репонька, расти крепонька, ни большая, ни малая, до мышиного хвоста!». Во время исполнения песенки, репка начинает потихоньку подрастать, подниматься в полный рост. После того как прозвучали последние слова в песенке, мышка должны через бреши между игроками проникнуть в круг и поймать репку, участники игры всячески этом препятствуют. Если мышке это удалось, то назначается новая мышка и новая репка.
Еще один вариант этой игры такой: участники игрового процесса, хватаются поочередно друг за друга, при чем первый участник держится за дерево, назначенный игрок пытается оторвать их по очереди одного от другого. Заканчивается игра, когда импровизированная репка вытянута полностью, или у назначенного игрока не хватает сил оторвать одно из звеньев репки. Тогда назначается другой игрок, и процесс продолжается снова.
Как видно, старинные Славянские игры, были придуманы нашими предками с заботой о своем потомстве, помимо физического развития детей, в них воспитывалась взаимовыручка, чувство товарищества, дружбы, помогали им сблизится друг с другом, найти настоящих друзей. Проводились они на свежем воздухе, на лесных опушках ближайшего леса. Как это не прискорбно, современные дети в основном предпочитают компьютер, интернет, телефон – живому общению с сверстниками и природой. Однозначно, вина на этом лежит не только на них, но и на родителях с их вечным дефицитом свободного времени, недостаточном количестве игрового места, урбанизацией территории.
Этой статьей, хотелось бы напомнить всем нам, что жизнь слишком скоротечна, чтобы посвящать её целиком работе. Всегда на ваше место, найдется кто-нибудь, кто полностью заменит вас, и о вас забудут. По-настоящему мы дороги только нашим близким, нашей семье, нашим детям.
Слава Богам и Предкам Наша!
Всем солнца и добра! Понравилась статья? Ставь любо и подписывайся на наш канал.