Уважаемые читатели, поговорим о Японских ВВС. В первой части статьи (ссылка будет в конце) мы рассмотрели Военно Воздушные силы Императорской Японии - ближайшего союзника "Люфтваффе". Попытались провести параллели между структурой этих "организаций" их боевым применением и их невероятных победах на первом этапе войны. В этой части рассмотрим какие причины привели Японию (как и Германию) к краху.
Для прояснения позиции предлагаю Вам цитату:
В то роковое утро 8 декабря 1941 года я чувствовал, что все это закончится победой Соединенных Штатов и Великобритании, так как у нас не хватит обученных пилотов. И не важно — быстро это случится или медленно, но результат будет один. Математика была простой. Обученного летного состава флота, то есть тех, кто хотя бы год летал в составе боевых частей, не хватало укомплектовать даже имеющиеся согласно «Схеме...» самолеты.
Так как нам требовались по 2 пилота на каждый базовый бомбардировщик, летающую лодку и транспортный самолет, это означало, что мы должны иметь 3500 пилотов только чтобы заполнить должности штатного расписания авиации флота. Это число увеличивалось, если учесть пилотов для вспомогательных самолетов флота, что составляло еще одну треть этой цифры. То есть нам требовалось около 5000 пилотов, примерно такое же количество наблюдателей, штурманов, стрелков, бомбардиров, радистов и другого летного состава, чтобы обеспечить боеспособность имеющихся самолетов.
Автор Масатаке Окумия. Генерал-лейтенант ВВС Японии. Все сразу становится не так радужно. Да, это разумеется послевоенные мемуары,где японцы, как и немцы и все проигравшие стараются "хоть раз взмахнуть кулаками после драки". Не знаю, понял ли он это на самом деле уже тогда или оказался крепок "задним умом", но жизнь полностью подтвердила его правоту.
После возвращения из "набега" на Индийский океан Нагумо стал готовить свои авианосцы для захвата атолла Мидуэй. (там на самом деле разумеется был огромный флот, но нас интересует именно самолеты). Причины? Скорее всего их две-стремление Японии расширить "периметр безопасности" вокруг непосредственно Японских островов, и при этом, по возможности уничтожить американские авианосцы(напомню ,что при Перл-Харборе Стране Восходящего солнца, крупно не повезло- авианосцев США в гавани не было). Но по сравнению с тем, какое невезение ждало Японцев под Мидуэем-неудача под Перл-Харбором меньше чем ничто. Сражение важнейшее, но детальная его проработка-это материал не статьи-книги. Поэтому попробую в "двух словах". У японцев сначала все шло хорошо, даже очень. Они очень уверенно и успешно выполняли все свои задачи. Как по борьбе с наземными силами, так и морскими и воздушными противниками. И вот авианосцы Нагумо отбив очередное нападение ВВС США готовятся для очередного налета. Самолеты заправляются топливом, на палубе лежат торпеды и бомбы. Победа близка. Однако у "янки" был джокер в рукаве. Звали его Кларенс Маккласки. Главным достоинством,которого, оказались слабые знания морской навигации. Его группа попросту заблудилась и не успела на атаку предпринятую только что другими соединениями ВВС США. (По официальной версии,он не обнаружил противника в указанном квадрате. Кхм, все обнаружили,а он нет. ). И так бы и вернулись ни с чем, но увидели японский эсминец спешащий на север.
Самолеты Маккласки последовали за ним. Авианосцы Императорского флота были беззащитны восстанавливаясь после неудачной атаки противника. Через несколько минут "Акаги" и "Кага" были уничтожены, вскоре подоспела другая группа и атаковала "Сорю". За полчаса авианесущий флот Японии(соединение наводившее ужас на все от Гавайев до Цейлона) был уничтожен и оставался "беззубым" до конца войны. Вместе с кораблями,которые в конце концов можно было построить погибли отличные летчики. Эту потерю Япония возместить уже не смогла.
В завершении мне хочется сказать много теплых слов системе подготовки пилотов в Японии, благодаря которой один "двоечник" оказался способен переломить ход войны.
Но у Японии были еще отличные пилоты в авиации наземного базирования. 2 утопленных под носом у британских истребителей линкора у Куантана-их заслуга. Что случилось с ними?
Они остались в море вокруг Гуадалканала
«Гуадалканал. Название, просто название. Мы даже не знали, что это такое — остров, военная база или название секретной операции. Когда американские войска ворвались на берег Гуадалканала, мы просто еще не слышали о таком острове. Оставалось еще несколько часов до того, как люди во всем мире развернут карты южной части Тихого океана, чтобы найти этот крошечный островок. Японские и американские коммюнике еще не упоминали название «Гуадалканал», а радиопередачи ничего не говорили об острове,
Пилоты с энтузиазмом обсуждали операцию. — Может быть, сегодня будет большая драчка, — сказал один. — Это все равно, что идти на охоту, — заметил другой. Наши пилоты рвались сразиться с вражескими истребителями. Результаты, которых мы добивались на своих «Зеро», были настолько удивительны, что противник уже просто боялся наших налетов. Очень часто он отказывался принимать бой.
Мы внимательно слушали разговоры офицеров, и много раз до нас долетали названия «Гуадалканал» и «Тулаги». Это были странные имена. — Где этот Гуадалканал, господин унтер-офицер? — спросил унтер-офицер 2 класса Хатори, пилот второго истребителя моего звена. — Я не знаю, — ответил я. Затем спросил у группы унтеров и пилотов: — Да хоть кто-то знает, где этот Гуадалканал? Никакого ответа, только покачивание головами. Хатори снова заговорил: — Никто не знает! Тогда это не может быть важное место. Однако офицеры в оперативном центре выглядели очень серьезными. Один из офицеров вышел наружу и приказал пилотам немедленно построиться. Потом вышел капитан 1 ранга Сайто. — Сегодня утром в 5.25 мощные силы вторжения противника с сильным прикрытием атаковали Лунга Роудз на острове Гуадалканал. Это второй с юга остров в группе Соломоновых островов. Неприятель высадился также в Тулаги на острове Флорида к северо-востоку от Гуадалканала. . — На Гуадалканале наши строители сооружали аэродром. Наши авиационные подразделения в Тулаги попали в серьезную опасность. Главные силы авиакорпуса Иокогама, входящие в состав 25-й воздушной флотилии, расположены в Тулаги. Кроме них, на острове в момент высадки противника находились около 10 летающих лодок и 10 гидросамолетов-истребителей. — Положение крайне серьезное. Наши морские силы, действующие в районе Рабаула, получили приказ немедленно всеми силами атаковать противника и отбросить американские силы вторжения любой ценой.
Это цитата из воспоминаний Сабуро Сакаи(четвертый ас Японии по количеству сбитых самолетов). Вот так начиналась "мясорубка" в которой должны были сгинуть пилоты "старой школы",во всяком случае как значимое явление. В двух словах о самой операции. После Мидуэя, стратегическая инициатива стала переходить к США и союзникам. объектом нападения стали острова Тулаги, Гуадолканал и Флорида. В сражении участвовало до 100 000 солдат(что для Тихоокеанского ТВД-очень много). Бои продолжались около полугода. В целом операция завершилась победой США,но нас интересуют самолеты. Параллельно с битвой на земле развернулись масштабное бои в небе. Но тут сказала свое слово логистика. Американцы за считанные дни достроили начатый японцами аэродром (который получил название Хэндерсон Филд). А ближайшая база ВВС Японии находилась на Рабауле в 900 км от Гуадалканала. Обычный боевой вылет превращался для японских летчиков в 4-х часовое путешествие туда, воздушный бой над островом и 4 часа пути домой. Вот тут то и сказалось снова "обучение суперпилотов" в Японии, их недостаток вынуждал использовать одних и тех же людей постоянно. Усталость брала свои и ВВС США потихоньку "перемололи" японских ветеранов. Проблема осложнялась тем, что поврежденный самолет или раненый летчик могли надеяться на помощь только на Рабауле, а это 900 км как мы помним. Для многих японских пилотов вылеты с Рабаула стали "билетом в один конец". Сам Сакаи получив ранение в голову чудом добрался до своей базы. Всего японцы потеряли около 800 самолетов(данные разнятся). И в результате этих в общем то скромных поражений, японские ВВС, как значимая величина существовать перестали. И американцы начали шаг за шагом продвигаться к Японии. Ситуацию не выправили даже камикадзе. В целом были еще многочисленные сражения в воздухе,Но ситуацию они не меняли.
При этом список асов Японии выглядит более чем представительно
Хироёси Нисидзава - 87 (по другим данным 150) но победы японцев
"немного подрезали"
Ивамото Тэцудзо -80 ("непорезанные данные"-202)
Фукумото Сигэо -72
Сабуро Сакаи -64
Рассмотрев систему подготовки пилотов,как в Германии, так и в Японии все таки выскажу предположение. Что подготовка "горстки" асов, все таки "не есть путь к победе в войне"
Ссылка на первую часть стать
Ссылка на первую часть статьи о "Люфтваффе"
Ссылка на вторую часть статьи о "Люфтваффе".
Буду благодарен за конструктивную критику. Понравилась статья-ставьте лайк,а еще лучше подписывайтесь на канал.