8. ГОСУДАРСТВО – УМА ПАЛАТА № 6
Ч.2.
И. Ну, вот и отлично, я же говорил, а вы боялись. Ну, давайте дальше. Только не очень заумно. Я человек простой и сложностей не терплю.
Г. Вот я и хотел понять. С чего же началось? Эта стадия …, как ее?
К. Начнем с того, что «обскурантизм» определяется, как крайняя враждебность к просвещению и прогрессу, реакционность, мракобесие, свойственное, по-большевистски, «отживающим эксплуататорским классам» или просто правящему режиму. Для перехода от одной стадии этногенеза к другой нужен некий толчок. Толчок к последней стадии обскурации в России был очень сильным. Настолько сильным, что он нанес сокрушительный удар генотипу нации. В нации начали развиваться патологические изменения, перешедшие в хроническую стадию. Надо констатировать, что наше общество больно. Больно серьезно и, возможно, неизлечимо. У него лишь одна альтернатива: либо оно вылечится, либо растворится в истории вместе с государством.
Г. Так что послужило толчком? 17-й год?
К Вы совершенно правы. Это осенний переворот 1917 года.
И. Ну, вы даете. За что боролись? За Свободу, блин! Били буржуев, искореняли кулаков и вредителей, били фашистов. И построили великую державу. Сделали бомбу, первыми запустили в космос человека. Нас боялись и уважали во всем мире. Какой здесь толчок? Это было начало новой жизни – всемирного социализма.
Г. Ну это только так кажется. Это все - рекламный продукт. Чтобы мы, дураки, быдло, безропотно шли, куда ведут. Но почему вы считаете, что этот толчок был такой уж значительный?
К. Потому что он нанес сокрушительный удар по психофизике этноса. Ведь внешние удары, подобные скифскому, татаро-монгольскому или польско-литовскому, привели лишь к объединению и сплочению нации. А это - как взрыв изнутри. От этого нет защиты. В каждом государстве в течение многих десятилетий и столетий складываются сословия, каждое из которых имеет свои характерные свойства и функции. Они совмещены с имущественными и образовательными базовыми основаниями. Очевидно, что хорошее специальное образование могут получить выходцы из имущественных классов. Однако потребности государства в профессиональных исполнителях подвигают их на массовое образование среди низших слоев общества. Это сейчас мы понимаем, что управлять поместьем (фермой), заводом, банком, магазином и т.д. нужна профессиональная подготовка. Но вот после октябрьского переворота функции управления были предоставлены маргиналам, единственным достоинством которых была преданность руководителям и революционная дисциплина. И вся экономическая система, отлаженная и логическая, была приведена в состояние хаоса. Отныне она строилась не по нормам экономических законов, а по принципам политической целесообразности. Образованные люди быстро все поняли, и инстинкт самосохранения вытолкал их на Запад. Остальных перемял революционный молох.
Г. Я вас понимаю. Действительно, все начинается с образования. В школы пришли юные революционерки, выкинувшие всю отечественную культуру, как буржуазную, и стали научать революционным лозунгам о неизбежности мировой революции и принципам нового быта. Но ведь были и красные директора. Ведь была создана новая интеллигенция.
И. Ну да. Мы и гоерлу сделали, и калашникова, и ракету с бомбой.
К. Все это, начиная с ГОЭЛРО, создавали кадры, обученные в царских университетах и за рубежом. В основе прежнего образования лежали классическая русская филологическая школа, классическая немецкая инженерная школа, классическая французская математическая школа, английская физическая школа и т.д. Россия была частью мировой цивилизации и развивалась совместно с ней. Вот, знаменитая западная демократия. Ведь и на западе она развивалась постепенно: сверху вниз и вширь. Сначала она была сугубо цензовой. Главные цензы - имущественный и образовательный, тесно связанные между собой. Но постепенно рамки этих цензов расширялись, проникая в более широкие слои населения.
Все это было разрушено «до основания», а затем построен «железный занавес», изолировавший страну от мирового прогресса. Но самое главное – была разрушена система моральных ценностей и социальных ориентиров. Реальность раздвоилась. Была формальная общественная сторона жизни, основанная на официальных догматах и требующая полного подчинения нормативам общественного поведения. И одновременно была и другая, неформальная, бытовая сторона, основанная на частных интересах, со всеми признаками: мыслями, словами, поступками, мотивацией, которые полностью расходились с первыми. Подобное раздвоение наблюдается и во власти: одно поведение было адресовано внутрь страны, по отношению к народу, другое – во вне, адресованное мировому сообществу. Подобное раздвоение не могло не отразиться на психике людей и нации в целом. Это и явилось толчком к развитию болезни.
Г. Но люди как-то привыкли к новому образу жизни. Новый порядок постепенно вошел в образ жизни. Да, было трудно при Сталине, непонятно при Хрущеве и даже смешно при Брежневе. Но все как бы приняли правила игры.
И. Ко всему можно привыкнуть: и к бедности, и к клопам, и к «Агдаму».
К. Это не так невинно, как вам кажется. Если вернуться к истокам развития болезни, к началу XX века, то у взрослых и у детей патология развивалась по-разному. У взрослых раздвоение восприятия было обусловлено противоречием заложенной в генах абсолютной веры царю, наместнику Бога, и инстинктов неоспоримого подчинения стоящим выше на социальной (а значит и образовательной) лестнице с восприятием реалий окружающей действительности, оцениваемым жизненным опытом. У младшего поколения болезнь начинается также с ощущения внутренней раздвоенности. Абсолютная доверчивость, заложенная в принципах семейного и школьного воспитания, приводит ребенка в смятение, ибо официальные версии и домашние толкования приучают его вести двойной образ жизни. Сначала это воспринимается, как «игра взрослых», но затем приобретает черты устойчивых поведенческих реакций. Иллюзии пропаганды смешиваются с реалиями жизни. Мало кто из детей способен на взрослый анализ. В большинстве, психика детей нарушается, и эти нарушения закрепляются с возрастом, ибо подключаются новые и новые пропагандистские инструменты и накапливается собственный жизненный опыт. И здесь наступает самое страшное: люди приспосабливаются к такой жизни, психические отклонения становятся нормой. Наоборот, люди, сохранившие здоровые инстинкты и восприятия для всех кажутся ненормальными. Все как бы переворачивается. Вот это состояние общества закреплялось десятки лет. Три поколения жителей страны приобрели устойчивую форму психического заболевания и передают его по наследству следующему.
И. Ты, что же это говоришь? И я, по-твоему, псих, что ли?
Г. Действительно, это несколько шокирует.
К. Не обижайтесь. Я говорю об обществе, о стране, а не о вас лично.
И. Ну, тогда ладно. Значит, у нас страна психов?
Г. Значит, по-вашему, наше общество больно психически? То есть мы все в палате № 6. Или в стране № 6?
К. В целом, да. Но степень заболевания разная у разных слоев общества. Люди с высокой степенью образования и далекие от руководящей деятельности вообще не больны или больны в начальной стадии. Чем меньше уровень образования, тем болезнь серьезнее. Материальный уровень также влияет на степень заболевания: чем он выше, тем меньше человек зависим от внешних условий и его болезнь не столь глубока. И наоборот. Тяжелые формы у людей, находящихся во властных структурах, поскольку при высоком материальном уровне и недостаточной профессиональной подготовке они находятся под жестким прессингом официальных установок и страхе потери достигнутого социального положения.
Г. Что же это за стадии болезни и как они связаны с положением в обществе?
К. В соответствии с медицинской практикой необходимо сначала выяснить признаки болезни и ее проявления, установить диагноз и только после этого искать способы лечения. Это вопрос самостоятельного исследования. Иногда само признание болезни, не говоря уже о диагнозе, весьма тяжело воспринимается самим больным и может привести к серьезной моральной травме. Но знание правды всегда лучше. Во всяком случае, если есть воля и желание вылечиться, нужно пережить правду истинного диагноза.
Г. Надо еще доказать, что болезнь есть и она излечима. Нынешняя власть и сам бедный народ не хотят признаваться в болезни. Они по-прежнему твердят о величии России, особом пути, особой роли Росси в мире. Пусть нам сейчас плохо, но наше будущее – лучшее среди всех народов. Ждите и не рыпайтесь. Так, Россия ждет своего счастья уже более тысячи лет. Многие поколения ушли из этого мира, не дождавшись даже признаков расцвета. И у многих справедливо возникают сомнения: а реально ли это? Ведь нет никаких убедительных доказательств. Это вроде загробной жизни - не проверить. А нужно ли просто ждать? Ведь другие народы уже сейчас живут очень неплохо. Может быть, нам тоже что-нибудь предпринять, чтобы приблизить райскую жизнь в России?
К. Это было бы правильным. Сейчас Россия просто теряет время. А мировой прогресс никого не ждет. Но, мы уже говорили, наш народ испытал сильнейший психологический шок. Т.е. мы можем уверенно заявить, что болезнь нации – психическая. Поэтому то, что вы говорите, естественно – ведь психические больные всегда считают себя здоровыми. Но, давайте попробуем привести некоторые характерные признаки этой болезни, переведя чисто медицинские понятия на обывательский, непрофессиональный язык.
Поскольку, мы уже далеко не первое поколение больных, следует предположить, что эта болезнь наследственная, т.е. ее проявления отмечаются с детства. И первая стадия заболевания - олигофрения (слабоумие). Врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие проявляется в недоразвитии всей психики, но главным образом, интеллекта. Причины олигофрении различны, по преимуществу наследственные. Однако, довольно часто встречаются случаи олигофрении с невыясненной причиной. Не исключено воздействие воспитания, образования, среды обитания (плохая вода, пища, воздух, производственные вредности). Олигофрения имеет три формы: дебильность — наиболее легкая степень умственной отсталости; имбецильность — средняя степень олигофрении, выраженная отставанием в психическом развитии, и идиотия — самая глубокая степень умственной отсталости. У детей-идиотов не развивается мышление, вследствие чего им недоступно осмысление окружающего, медленно развивается речевая функция, нарушена моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, формирование элементарных навыков самообслуживания и гигиены.
И. Ну, вот вы опять за свое. Что за намеки. Если у меня такая кличка, это не значит, что я идиот. А то, что я в школе плохо учился, так у нас в семье все не шибко образованные, но дело свое знают и в жизни кое-чего добились.
К. Не обижайтесь, пожалуйста. Ведь вы же достойный представитель нашей нации.
И. Ну, это точно.
К. Вот и я говорю не о вас, а о нации в целом, понятно?
Г. Я могу только подтвердить ваши рассуждения своими наблюдениями за современной молодежью, включая моих собственных детей. Действительно, образовательный уровень их стал значительно ниже. Они менее начитаны и эрудированны. Моя жена, учитель в средней школе, сетует на постоянное снижение уровня интеллекта детей. И не то главное, что они почти не читают художественной литературы и газет, не ходят в театры и все информационное богатство мира у них сосредоточено в компьютере. Главное в том, что у них сместились интересы, а также направления использования времени. Столь короткое время юношества они тратят не на обогащение памяти позитивной информацией для дальнейшего личного продвижения, а на пустое времяпреповождение на компьютерные игры, путешествия в виртуальном пространстве, потребление эстрадной музыки, пустые разговоры в компаниях и сетях. Главное - что у них сместились целевые жизненные установки. Основной ценностью стали деньги. И всю свою энергию, и стремления они направляют на поиски способов наиболее легкого и быстрого достижения «хороших» денег. При этом все моральные и этические принципы, ранее считавшиеся мерилом порядочности человека, признаются излишними и даже мешающими.
К. Вы правильно отметили результаты психических смещений в сознании молодежи. Но, продолжим. Отмеченная детская фаза плавно переходит во взрослую стадию. На указанном фундаменте путем образования и профессиональной деятельности, опыта общения с людьми выстраивается здание собственного взгляда на жизнь, характера, целевых установок, поведенческих реакций, мотивации принятия решений и т.д., что делает человека общественным субъектом. С новой фазой развития личности и болезнь приобретает новые формы. То, что проявляется в свойствах нашего народа, очень напоминает признаки психической болезни под названием малопрогредиентной шизофрении и пограничных состояний.
Если говорить в медицинских терминах, нужно отметить, что отграничение малопрогредиентных заболеваний от психогений и конституциональных психопатий представляется достаточно затруднительным. Другими словами, границы различных видов психических заболеваний трудноопределимы, что создает трудности в точной диагностике.
В связи с этим медики используют интегральный подход, основанный не на каком-либо отдельном критерии, а на совокупности клинических признаков. Учитываются также сведения об особенностях этногенеза, о наследственных патологиях, о характере развития в «детском» и «юношеском» возрасте. Большое значение для установления природы формирующихся болезненных проявлений приобретают выявляющиеся в эти периоды необычные или вычурные увлечения, а также резкие, ограниченные во времени характерологические сдвиги, сопровождающиеся «надломом национального стандарта» и изменением всего жизненного уклада.
Г. Все как-то очень сложно. Давайте прервемся и осмыслим.
И. Да и мне кое-куда нужно сбегать.
………………………………………………………………………………………………….