Высшее образование. Казалось бы, что, как не оно должно делать нас умнее? В конце концов, ведь в ВУЗе дают знания. Причём, знания специфические. Те самые знания, которые должны превратить человека в ценного специалиста. Причём, эти знания настолько сложные, что до них даже допускают только людей, прошедших отбор экзаменами. И повторяют проверку по несколько раз в год. Только лучшие могут получить диплом, не иначе.
Вот только реальность на поверку оказывается завсегда сложнее, чем хотелось бы. По сути, аксиома "человек с высшим образованием - это умный человек" - лишь когнитивное искажение, вызванное склонностью человека к бинарному мышлению. А я хочу напомнить, что бинарное мышление применяется нашим мозгом для упрощения задачи. Скажите, будет ли по-настоящему умный человек постоянно всё упрощать?
Что характерно, эта беда куда как в меньшей мере касается заведений, которые готовят специалистов, которых принято презрительно относить к низшим профессиям. Там, где ВУЗ бросается в студента целой кучей неструктурированных, оторванных от реальности, а иногда и вовсе абсолютно бесполезных и устаревших знаний, ПТУ имеет привычку планомерно и организованно готовить специалиста. Вчерашний ПТУшник, как правило, пригоден для работы. Вчерашний студент - это уродливый гомункул с раздутым самомнением, которого до хоть чего-то важного допускать страшно.
При этом, преподавательский состав ВУЗов отлично понимает эту проблему. Сколько раз я за время своего обучения слышал "мы здесь вас не учим быть специалистами, мы учим вас учиться". Они мотивируют это тем, что наша специальность слишком сложна и всеобъемлюща, чтобы её можно было хоть как-то объять за жалкие 4-6 лет, а потому, куда важнее научить студента самостоятельно искать необходимые знания.
Студента не обучают искать информацию и самообразовываться. Это, в целом, не просто не нужно для получения корочки - это даже вредно. Студент на экзаменах должен выдать ожидаемые ответы на вопросы, а не продемонстрировать реальный навык. По сути своей, процесс обучения в школе и ВУЗе практически не отличаются. Именно поэтому любой, кого "учат учиться" имеет полное право возмущённо возопить: Я умею учиться, и именно поэтому я сейчас сижу в аудитории этой несчастной шараги уже третий год!
Вы знаете, о чём я. Ты получаешь новую информацию. Заучиваешь её. Если повезёт - чуть-чуть применяешь на практике на оторванных от реальной жизни задачах. Потом забываешь до самых экзаменов. Ибо не нужно. Оторванная от реальности информация не делает тебя лучше или умнее. Твой главный навык выработан ещё в школе. "Заучить-сдать-забыть". Смыть, повторить. А забывать ты должен. Потому что мозг человека не резиновый. Знания, внедрённые в практику упрощаются и систематизируются. А потому, занимают меньше места. Знания, не внедрённые в практику подобны незаархивированному видео в 4К, жрущему места на жёстком диске явно больше, чем заслуживает.
Именно поэтому, кстати, великовозрастные дети и бегут получать второе высшее, а не ползут защищать кандидатскую диссертацию. Потому что это требует изменять уклад. Это требует на самом деле учиться чему-то новому, а не имитировать процесс познания в бесконечной череде "сдать-забыть". Даже у дворника Васи, участью которого пугают в школе нерадивых учеников, больше зона ответственности и необходимость проявлять гибкость мышления, чем у студента. Потому что студент постоянно применяет один и тот же навык, а свиньи-жители домов могут подложить свинью в своём непредсказуемом стремлении гадить миру. Например, могут выкинуть в мусоропровод гирю. И дворнику Васе придётся применить такие познания в физике, психологии и филологии, чтобы придумать, что с этим делать, найти себе помощников, и виртуозно обматерить весь дом, какие никакому студенту не снились.
Стремление ко второму высшему, чаще всего оказывается не результатом желания стать умнее, а следствием попытки сбежать от ответственности. Но человек не хочет признавать свою несостоятельность, глупость и неготовность к ответственности. Даже перед собой. Потому, он предпочтёт и дальше поддерживать миф о крутизне высшего образования, чтобы, таким образом возвышаться над окружающим миром. Но вы мне можете не верить и продолжать с придыханием говорить об уме бегущей от взрослой жизни Людочки, ни разу в жизни не применившей на практике ни одно из своих высших образований. В конце концов, это всего лишь непопулярное мнение.