Найти тему
Непопулярное мнение

Высшее образование делает нас умнее?

Каждый раз когда кто-то в качестве аргумента в пользу собственного интеллекта говорит "у меня два высших образования", НМ с усмешкой вопрошает "ты что, настолько тупой, что с первого раза не понял, чем хочешь заниматься по жизни?" и человек, как правило, тушуется. Лишь один смог ответить, что дополнительное развитие ему было необходимо для развития основной специальности.
Каждый раз когда кто-то в качестве аргумента в пользу собственного интеллекта говорит "у меня два высших образования", НМ с усмешкой вопрошает "ты что, настолько тупой, что с первого раза не понял, чем хочешь заниматься по жизни?" и человек, как правило, тушуется. Лишь один смог ответить, что дополнительное развитие ему было необходимо для развития основной специальности.

Высшее образование. Казалось бы, что, как не оно должно делать нас умнее? В конце концов, ведь в ВУЗе дают знания. Причём, знания специфические. Те самые знания, которые должны превратить человека в ценного специалиста. Причём, эти знания настолько сложные, что до них даже допускают только людей, прошедших отбор экзаменами. И повторяют проверку по несколько раз в год. Только лучшие могут получить диплом, не иначе.

Вот только реальность на поверку оказывается завсегда сложнее, чем хотелось бы. По сути, аксиома "человек с высшим образованием - это умный человек" - лишь когнитивное искажение, вызванное склонностью человека к бинарному мышлению. А я хочу напомнить, что бинарное мышление применяется нашим мозгом для упрощения задачи. Скажите, будет ли по-настоящему умный человек постоянно всё упрощать?

Для начала, немного критики высшего образования. Любой, кто варился в этой среде, после чего хотя бы пальцем коснулся практики в области, которой было посвящено образование, согласится, что программы обучения специалистов... слегка не в порядке. В лучшем случае они хромают на обе ноги и хватаются за стены, чтобы не упасть. В худшем - лежат на полу уборной и молят о смерти. И речь сейчас даже не молодых динамично-развивающихся профессий в области IT-технологий. Речь идёт об абсолютно любой профессии в принципе.
Для начала, немного критики высшего образования. Любой, кто варился в этой среде, после чего хотя бы пальцем коснулся практики в области, которой было посвящено образование, согласится, что программы обучения специалистов... слегка не в порядке. В лучшем случае они хромают на обе ноги и хватаются за стены, чтобы не упасть. В худшем - лежат на полу уборной и молят о смерти. И речь сейчас даже не молодых динамично-развивающихся профессий в области IT-технологий. Речь идёт об абсолютно любой профессии в принципе.

Что характерно, эта беда куда как в меньшей мере касается заведений, которые готовят специалистов, которых принято презрительно относить к низшим профессиям. Там, где ВУЗ бросается в студента целой кучей неструктурированных, оторванных от реальности, а иногда и вовсе абсолютно бесполезных и устаревших знаний, ПТУ имеет привычку планомерно и организованно готовить специалиста. Вчерашний ПТУшник, как правило, пригоден для работы. Вчерашний студент - это уродливый гомункул с раздутым самомнением, которого до хоть чего-то важного допускать страшно.

При этом, преподавательский состав ВУЗов отлично понимает эту проблему. Сколько раз я за время своего обучения слышал "мы здесь вас не учим быть специалистами, мы учим вас учиться". Они мотивируют это тем, что наша специальность слишком сложна и всеобъемлюща, чтобы её можно было хоть как-то объять за жалкие 4-6 лет, а потому, куда важнее научить студента самостоятельно искать необходимые знания.

Опровергнуть этот аргумент абсолютно не представляет труда. Если вопрос, действительно, стоит именно так, то почему бы не организовать программу соответствующим образом? И вместо юрфака, филфака или прогфака организовать факультет Поиска Информации и Самообразования? И вместо того, чтобы в десятый раз заставлять студентоту заучивать имя мужика, основавшего какую-либо науку (в жизни неприменимо, и забудется быстрее, чем придёт пора экзамена) или иную неприменимую на практике чушь, сосредоточиться на получении универсальных навыков. Навык самообразования, действительно, универсальный. Навык поиска информации - также. Однако, дело обстоит совершенно иначе.
Опровергнуть этот аргумент абсолютно не представляет труда. Если вопрос, действительно, стоит именно так, то почему бы не организовать программу соответствующим образом? И вместо юрфака, филфака или прогфака организовать факультет Поиска Информации и Самообразования? И вместо того, чтобы в десятый раз заставлять студентоту заучивать имя мужика, основавшего какую-либо науку (в жизни неприменимо, и забудется быстрее, чем придёт пора экзамена) или иную неприменимую на практике чушь, сосредоточиться на получении универсальных навыков. Навык самообразования, действительно, универсальный. Навык поиска информации - также. Однако, дело обстоит совершенно иначе.

Студента не обучают искать информацию и самообразовываться. Это, в целом, не просто не нужно для получения корочки - это даже вредно. Студент на экзаменах должен выдать ожидаемые ответы на вопросы, а не продемонстрировать реальный навык. По сути своей, процесс обучения в школе и ВУЗе практически не отличаются. Именно поэтому любой, кого "учат учиться" имеет полное право возмущённо возопить: Я умею учиться, и именно поэтому я сейчас сижу в аудитории этой несчастной шараги уже третий год!

Вы знаете, о чём я. Ты получаешь новую информацию. Заучиваешь её. Если повезёт - чуть-чуть применяешь на практике на оторванных от реальной жизни задачах. Потом забываешь до самых экзаменов. Ибо не нужно. Оторванная от реальности информация не делает тебя лучше или умнее. Твой главный навык выработан ещё в школе. "Заучить-сдать-забыть". Смыть, повторить. А забывать ты должен. Потому что мозг человека не резиновый. Знания, внедрённые в практику упрощаются и систематизируются. А потому, занимают меньше места. Знания, не внедрённые в практику подобны незаархивированному видео в 4К, жрущему места на жёстком диске явно больше, чем заслуживает.

Динамика меняется только если студент решает, что диплома ему мало. Как только студент начинает прицеливаться хотя бы в кандидаты, он осознаёт, что меняется всё. Даже количество экзаменов. "Сдай кандидатский минимум, и свободен". Никакого тестирования каждые полгода. Меняется даже подход к написанию работ. Вместо полной условностей дипломной работы, чьи "новизна и актуальность" находятся на одном уровне с "загадочностью и духовностью" инстафифы, от кандидата начинают требовать нечто, куда более полезное и применимое. Тактика "взять протоколы и требования к диплому и просто налить в них воды" перестаёт работать. И чем дальше, тем больше от учащегося требуется думать самостоятельно вместо следования шаблонам.
Динамика меняется только если студент решает, что диплома ему мало. Как только студент начинает прицеливаться хотя бы в кандидаты, он осознаёт, что меняется всё. Даже количество экзаменов. "Сдай кандидатский минимум, и свободен". Никакого тестирования каждые полгода. Меняется даже подход к написанию работ. Вместо полной условностей дипломной работы, чьи "новизна и актуальность" находятся на одном уровне с "загадочностью и духовностью" инстафифы, от кандидата начинают требовать нечто, куда более полезное и применимое. Тактика "взять протоколы и требования к диплому и просто налить в них воды" перестаёт работать. И чем дальше, тем больше от учащегося требуется думать самостоятельно вместо следования шаблонам.

Именно поэтому, кстати, великовозрастные дети и бегут получать второе высшее, а не ползут защищать кандидатскую диссертацию. Потому что это требует изменять уклад. Это требует на самом деле учиться чему-то новому, а не имитировать процесс познания в бесконечной череде "сдать-забыть". Даже у дворника Васи, участью которого пугают в школе нерадивых учеников, больше зона ответственности и необходимость проявлять гибкость мышления, чем у студента. Потому что студент постоянно применяет один и тот же навык, а свиньи-жители домов могут подложить свинью в своём непредсказуемом стремлении гадить миру. Например, могут выкинуть в мусоропровод гирю. И дворнику Васе придётся применить такие познания в физике, психологии и филологии, чтобы придумать, что с этим делать, найти себе помощников, и виртуозно обматерить весь дом, какие никакому студенту не снились.

Стремление ко второму высшему, чаще всего оказывается не результатом желания стать умнее, а следствием попытки сбежать от ответственности. Но человек не хочет признавать свою несостоятельность, глупость и неготовность к ответственности. Даже перед собой. Потому, он предпочтёт и дальше поддерживать миф о крутизне высшего образования, чтобы, таким образом возвышаться над окружающим миром. Но вы мне можете не верить и продолжать с придыханием говорить об уме бегущей от взрослой жизни Людочки, ни разу в жизни не применившей на практике ни одно из своих высших образований. В конце концов, это всего лишь непопулярное мнение.