Сегодня Кирилл встречался с Максом-спасателем, бывшим одноклассником, вынырнувшим ненадолго из круговерти вечных дежурств. "Родина слонов" приняла их радушно, одарив синт-пивом и сухариками.
Кирилл, у которого оставался целый вечер, целая ночь и целое утро до следующего рабочего дня, благодушествовал. Макс был мрачен и мрачнел с каждым глотком.
- Дрянь, - охарактеризовал он синт-пиво. Или сухарики. Или свою жизнь. А потом поправился: - Дряни.
- Хорошо, что рядом нет этической полиции, - предостерёг Кирилл. - А то схватил бы штраф за негативизм в общественном месте. Не посмотрели бы, что ты им почти коллега. Ты же не при исполнении.
- А коллеги вообще козлы! Но знаешь, кто больше всех козёл?
- Кто? - коротко поинтересовался Кирилл, прикидывая, как переместить Макса в закрытую кабинку. Подслушают ведь!
- Наши предки и мой прапрадед лично! И "зелёные"!
- Так. - Решительно встал Кирилл. - Хватай пиво и пошли в кабинет с приват-заглушкой. Там хоть уматерись. Ничего, доплатим, удовольствия стоят денег. Особенно удовольствие обругать кого-то. Мне только отметки об административке в личном деле не хватало.
Макс нехотя пошёл за ним. Конечно, ему хотелось буянить и выражаться. Но перспектива быть оштрафованным не вдохновляла. Поэтому Макс терпел, пока за ним не закрылась дверца приват-кабинки.
- Козлы! Козлы! Козлы! И я козёл! И ты, Кир, козёл безрогий, предусмотрительный!
- А твой прадед?
- Прапрадед! - сварливо поправил Макс. - Тьфу на тебя, Кирилл, даже поистерить нормально не даёшь.
- Это потому что мне любопытно. Ты меня заинтриговал, - признался Кир.
Макс вздохнул, отхлебнул из кружки.
- Помнишь, что в середине прошлого века было?
- Нет, - с достоинством отозвался Кирилл. - Но в школе проходили.
- Шутник. На Земле грянул мусорный кризис. Из-за парникового эффекта ледники растаяли. От загазованности дохли животные, разлагались и этим повышали количество метана в атмосфере... И так далее по учебнику. Тогда создали экологический Интерпол. "Зелёным" дали карт-бланш. Штрафовали за каждый несанкционированный экологами чих...
- И так далее по учебнику, - любезно подсказал Кирилл. - Макс по мировой истории у меня была тройка, но это сейчас даже в детских садах рассказывают!
- Короче, кризис вроде прошёл, а последствия до сих пор расхлёбываем. Про Мусорный остров в Тихом океане слышал?
- Он до сих пор существует? Я думал, его разобрали давно! - Кирилл сократил головой.
- Разберёшь такой! Там мусор от всего человечества сотню лет копился! Но разбирают.
- А ты тут причём? - На ужасную секунду Кирилл представил, что его друг на самом деле экологический маньяк, который получает удовольствие, засоряя окружающую среду. Выезжает под покровом ночи из города к ближайшей реке, опустошает туда мусорное ведро и ждёт, когда отбросы доплывут до Острова в Тихом океане...
- Разбирают эту дрянь гастарбайтеры. Кто ещё заниматься таким будет? А контролируют процесс командированные экополицейские и "зелёные".
- А ты тут причём? - повторил Кирилл. - Ты не экик, ты спасатель!
Экиками в простонародье звали доблестных работников экологического интерпола.
- А ты думаешь, экики туда рвутся?! Как только приходит время определять, кого засылать в командировку, у них все по отпускам, по больничным, а оставшихся едва хватает на службу по штатному расписанию. И их руководство рассылает запросы в смежные службы: а нет ли у вас лишних людей? Послужить на благо нашей планете!
- Нет, платят хорошо, - пробормотал Макс. - Тратить заработанное негде. Там если и доберёшься до какого архипелага, так всех удовольствий аборигену по морде дать и вонючей браги напиться. Отпуск потом положен. Но полгода смотреть как гастарбайтеры разгребают мусорное наследие наших предков?! Там же всё вручную сортируется!
Кирилл вздохнул и отхлебнул пива.
- Ты разбей что-нибудь, - посоветовал он Максу. - Полегчает. Потом приберём, я помогу.
- Вот! - Макс отсалютовал кружкой. - Вот как нас выдрессировали! Убираем за собой, экиков боимся, по указанию "зелёных" синтетическую дрянь жрём, на какую-нибудь корову смотрим, как на диво, дыхнуть боимся... А всё наши предки! Что им мешало аккуратнее жить?!
Несколько минут прошли в молчании. Вопрос был риторическими, ответа не требовал.
Макс только открыл рот, чтобы ругаться и жаловаться дальше (психологи советовали проводить такие сеансы не реже раза в месяц для сохранения душевного равновесия), как зазвонил его телефон. Спасатель мазнул пальцем по экрану:
- Да!
Видимо, телефон был служебным с постоянно включенным конфидент-режимом. Чтобы гражданские ничего не слышали и не видели. Кирилл не слышал и не видел собеседника Макса. Просто пил пиво и наблюдал, как светлеет лицо спасателя.
- Ура! - Заорал тот, как только разговор прекратился. - Ура! Нашёлся доброволец! К нему тёща приезжает, так он сам на Мусорный остров попросился. Ура! Да здравствуют чужие тёщи! Выпьем за них, Кир!
Кирилл согласно кивнул. А потом напомнил:
- А прапрадед-то твой почему козёл?
- Да "зелёным" он был, - отмахнулся Макс. - Но я его прощаю!
На радостях Макс заказал ещё пива и сухариков.
- А ты знаешь, Кир, что раньше сухарики делали из хлеба? Буханку резали и сушили. Это сейчас на заводах их уже такими клепают, чтобы технологический процесс не усложнять.
- Да ладно! - удивился Кирилл. - Хлеб сушили? Из чего же его пекли, что он сох? Интересно жили наши предки.