Найти тему
Lina Visars

Миф о Кибеле и Аттисе с культурной точки зрения.

В прошлой статье я познакомила вас подробнее с такой частью жизни древних римлян — как мистерии культа Аттиса, возлюбленного богини Кибелы. Суть их заключалась в достижении особого экстатического состояния, раскрытия своей внутренней природы через страдания плоти, в котором душа человека сливается со своей истиной божественной природой, становясь Духом, Божеством.

В чем же суть этого действия с культурной и художественной точки зрения?

Каждый художник, поэт, музыкант ищет вдохновения. В культуре древних греков это было связано с двумя божествами — Апполоном (бог света, покровитель искусств) и Дионисом( бог вина). Фридрих Ницше на основе древних мифов, выдвинул концепцию развития искусства через два состояния — дионисийское и апполоническое. Апполоническое — состояние контролируемое человеком, направленное на внутренние переживания, источающее из себя мирные и пасторальные картины, в которых все понятно и определено. Дионисийское напротив, состояние буйного восторга, порывистости, слияния с коллективным бессознательным, расстворении в нем и потери ощущения своего «Я».

Апполоновский тип творчества предлагает нам ясные, солнечные картины, призванные помочь человеку дистанцироваться от серой обыденности или ужасов бытия. Однако это чревато зависанием в одном состоянии, уходом от истиной картины мира, попыткой скрыться от осознания собственной дуальной природы. Мир разный, он не состоит из только хороших или только плохих вещей. Нельзя выкинуть целый пласт культуры только потому, что он рассказывает о неудобных вещах, на которых нет приклееного ярлыка «добро».

Дионисийский тип подобен Хаосу — разверстой бездне Бытия. Искусство обладающее бесстрашием срывать покров с непонятных и порой пугающих вещей. Мир полный неконтролируемых форм, буйных ветров и пиков ужаса, за которыми открываются новые смыслы, новые знания о себе и своей природе.

Миф о Кибеле и Аттисе с культурной точки зрения, говорит о том, что человек идущий по пути познания, самосовершенствования, выражения себя в искусстве опирается на какое-либо из этих двух начал. К апполоническому можно отнести Аттиса, а к дионисийскому Кибелу. Некогда разделенные в природе своего познания, видения, человек Аттис забыл, как прекрасна неконтролируемая стихийная природа. Он впадает в ужас при одном только виде Кибелы и той свободы, которую она ему несет. Свободы чистого, незамутненного дуальностью, восприятия. Ипостась, которую он не может упорядочить, понять, которую не может сложить в своей душе. Словно заглянувший в зеркало и увидевший свой истиный облик, вспомнивший, что и он когда то был этим существом. 

"Лишь когда в акте художественного творчества гений сливается с всемирным первохудожником, он узнает что-то о непреходящей сущности искусства, ибо в том состоянии он становится похожим на жуткую сказочную фигуру, которая способна, вращая глазами, оглядывать себя со всех сторон"
Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза

Для обложки поста использована фотография Давида Галстяна.