Ливийскую столицу Триполи решил захватить один из полевых командиров фельдмаршал Халифа Хафтар, которого в Ливии называют “сыном Каддафи”. Это, конечно, не так. Они практически одногодки - и вместе совершали переворот в Ливии в 1969 году. Просто когда полковник Каддафи захватил высшую власть, он стал называть Хафтара своим сыном и сделал его начальником генштаба.
Хафтар также отвечал за охрану Каддафи, и среди его многочисленных обязанностей было даже такое экзотическое как обеспечение безопасности ферм, где содержались верблюды Каддафи. Полковник очень любил верблюжье молоко, и даже во время визитов в другие страны привозил с собой верблюдов, чтобы пить свежее молоко. Верблюдов Каддафи кормили из золотых ведер - и вот все это хозяйство прилежно охранял Хафтар.
Но затем Хафтар и Каддафи поссорились, “сын” ушел в оппозицию – и вместе с другими полевыми командирами сверг полковника в 2011 году. А разорвав с Каддафи, с прежними друзьями, Хафтар нашел новых друзей – в Москве. Он вспомнил как учился еще в СССР на высших офицерских курсах "Выстрел" и в Академии имени Фрунзе - и начал налаживать успешные связи уже с новым поколением российских военных.
Хафтар несколько раз приезжал в Москву на переговоры с министром обороны Шойгу, и западные газеты со ссылкой на данные разведки стали говорить о подготовке тайных соглашений, предусматривающих появление в Ливии российских баз.
Фактически это подтвердил пресс-секретарь Хафтара генерал Ахмед аль-Мисмари - он публично пригласил в Ливию российских солдат. Необходимость привлечения русских генерал объяснил тем, что в армии Хафтара много оружия еще советского производства.
В итоге все напоминает известное выражение: осуществляются мечты. Базы в Ливии были давней мечтой политиков в Москве. Еще в феврале 1945 года на конференции в Ялте Сталин потребовал от Рузвельта и Черчилля предоставить Советскому Союзу базы в Ливии. И те переговоры в какой-то момент стали напоминать раздел мира империалистами – как это любили изображать в фельетонах журнала “Крокодил”. Сталин перечислял, что он хотел бы получить после войны, Черчилль категорически не соглашался.
- Советский Союз хотел бы получить Триполитанию.*
- Нет, это невозможно.
- Тогда - Карс и Ардаган.**
- Это тоже невозможно.
- Хорошо, пусть нам предоставят порт в Мраморном
море.***
- Нет
Все это обсуждалось в приватных беседах, за бокалом вина. Вот что вспоминал об этом в своих мемуарах Черчилль: “Мы выпили до дна одним глотком и взглянули друг другу в глаза… После паузы Сталин сказал: “Если вы не можете согласиться предоставить нам военный порт в Мраморном море, не могли бы мы получить военную базу в Дедеагаче?”****
Весь этот торг тогда окончился ничем, и Москва базы в Ливии так и не получила. Тогда не удалось – может быть, удастся сейчас.
--------------------------------------------
* Западная часть Ливии
** Города на востоке Турции
*** Море между западной и
восточной частями Турции
**** Город на северо-востоке Греции