Поезда – восхитительны; я обожаю их по-прежнему. Путешествовать на поезде означает видеть природу, людей, города и церкви, реки, - в сущности это путешествие по жизни. Агата Кристи
Столько времени прошло с момента релиза, но так как у меня образовалась куча дел, я подумал, что черт с ним со сроками, какая вообще разница, игры такого плана нужно смаковать. И не прогадал. На прохождение ушла куча времени, с учетом того, что я был внимателен к деталям, ну и хорошую концовку получить очень хотелось, с которой я чуть было не облажался. Следует сделать оговорку, что я проходил игру на PS4 по техническим причинам: не хотелось играть на минималках, плюс такой красотой все же лучше любоваться на телевизоре. Так что с некоторыми неприятными вещами, возможно, ПК-геймеры вовсе не столкнулись, ну может, хоть позлорадствуют, как это обычно бывает.. Ну, ближе к делу. Возможны спойлеры и "простыни" с гифками.
Одна история ах! Удивительней другой
Сюжет игры вроде и закручен, но не особо оригинален. Мы имеем много предсказуемых штампов, которые мы видели в других играх и даже фильмах. Над некоторыми вещами реально можно поугорать: старина Мельник на полном серьезе верит, что в бункере правительство засело, хотя по манере речи по связи и скептическому настрою команды понятно, что там тусуются аферисты с явно недобрыми намерениями. Но мы все равно целенаправленно причепуриваемся и идем туда. Кстати, озвучка у Мельника крайне переиграна, я не удивлюсь, если из его эпичных фраз, особенно в Ямантау сделают рэпчик похлеще "Не гражданина". Отец Сид (зачеркнуто) Силантий втирает нам дичь с экрана про богомерзкое электричество, каннибалы в буденовках хотят пустить нас на "МЯСО-МЯСО", наш напарник в Тайге не столько о лекарстве, сколько о бабах думает, местная гопота с зековским лексиконом никуда не делась, и куча антиквариата, которого даже в глубинках столько не было.
Спасает всю эту историю куча мелочей. Хочешь-не хочешь, а по-любому залипнешь на каком-нибудь объекте, любуясь местными видами, или слушая диалоги по рации или местных вражин. Понимаешь, что красота действительно кроется в деталях. Можно смотреть на то, как спит летучая тварь под мостом, надписи в игре, ходить по заброшенным домам и строить теории, что произошло в этом доме... А уж монологи... Где бы ты не находился: вышел покурить с Крестом в тамбур, сидишь на табуретке, а Ольга открывает тебе душу, или просто в кровати с Аней... Это действительно интересно слушать, даже мысли не возникает "скипнуть": встать и уйти.
Все эти прелести убивает молчаливый главный герой. Ну правда, доколе? Это не Half Life 3, а Артем явно не Гордон Фримен. Механика отождествления геймера с ключевым персонажем уже давно так перестала работать. Хотя, да, мы только можем отождествлять себя с каким-то немым кретином, когда тебе напрямую задают вопросы, ведут задушевные беседы, а ты просто молчишь! Твою любимую женщину избивают у тебя на глазах и тащат черт пойми куда, а ты валяешься и молчишь... Пора заканчивать этот фарс, серьезно.
Убить нельзя оглушить
У меня сложилось стойкое впечатление, что Metro Exodus приписан в шутеры от первого лица только для галочки. Это может быть что угодно... приключение, стелс, симулятор погружения с элементами шутера, но это не шутер, черт возьми. Если, конечно, вы хотите получить нормальный финал и не плакаться, что прокакали все полимеры. Как это случилось когда-то у большинства в Last Light. Возникает вопрос: если это все же шутер, то на кой черт эти условности, которые мы уже могли наблюдать в вышеупомянутой игре? Или это выборочная тема, мол, хотите пострелять, вот вам Ямантау, а так, вот вам мутанты и бандиты, но кровопролития нам не нужно. Тайга в этом плане очень заморочена, так как там вообще практически никого нельзя трогать, кроме монстров и гопников-бандитов. Просто подбегать к чуваку и давать кулаком в табло, пока он перезаряжает пушку, но главное, не убивать. На Каспии вообще приходилось удирать от группы разъяренных казахов по корридору, так они всего лишь жертвы обстоятельств. И на приеме у Барона оружие не достаем, пока за женщину не заступимся, а там, глядишь, вот и жара пошла. Шутер, такой шутер.
Я честно облажался по полной на Волге. У меня получилось с первого раза идеально свалить из церкви таким образом, что никто даже меня не нашел. По оплошности сначала я не делал квик-сейвы, ориентируясь на чек-пойнты, но когда я по ошибке нажал R1 и всадил метательный нож в одного из рыбаков, которые просто болтали на причале, появилась вспышка, а повернуть время вспять было уже никак нельзя. На миссии с баржей мои товарищи каким-то образом заскриптованы стрелять сразу же, хотя враг меня не "спалил", просто заметил что-то неладное и нужно было переждать. Увы, такой возможности тут не дают, и мои товарищи забили тревогу и устроили бойню сами, хотя я не был причастен ни к одному убийству. Но виноват почему-то я. И это они мне еще выговаривали! Когда мы пробирались к Силантию, пройти в стелсе было довольно легко, враг не видит тебя даже в 10 метрах(что наводит на размышления об AI) Но я уперся в безвыходную ситуацию: на втором этаже нагло стоял охранник. Была лазейка справа на замке: проблема в том, что замок этот можно было только разбить из огнестрела и поднимается аларм, я проходил без подсказок и в дальнейшем очень удивился, когда узнал, что нужно было спрыгнуть на висящую справа лодку, которая находится на приличном таком расстоянии:) Зрительно она была расположена довольно далеко.
Я еще с демонстрационного показа игры на "Игромире" знал, что уровни в игре очень вариативны, но чтобы додуматься впилить в игру элементы из платформера... Короче, погиб у меня Князь и я расстроился. Кто же знал, что дальше меня ждет еще куча абсолютно сюрреалистичных условностей для получения ачивок!
Освобождение рабов на Каспие ввело меня в когнитивный диссонанс. Я пошел делать побочное задание по спасению несчастных на корабле. Перебил часть неугодных, врубил переключатель, заметил, что решетки открылись, а там всего один парень сидит, причем выходить по всей видимости он никуда не хотел...
Окей, думаю, наверное здесь еще есть рабы. Начал продвигаться дальше, была куча врагов, и рабов я действительно нашел: вокруг мини-босса валялись трупы механиков, а в "лаундж" зоне, где тусовались братки, лежал труп несчастной женщины. Тут я вообще выпал в осадок. Неужели все было зря и я опоздал?Пришлось плюнуть на принципы и открыть гайд. Каково же было мое удивление, что нужно было просто открыть решетки и все. А почему тогда в клетке мужик скукоженный сидеть остался? Это баг или у него стокгольмский синдром? Вопросы, вопросы... Вторая миссия по спасению рабов также запугивает кучей трупов у входа в ущелье, но вот незадачка: единственный человек спасен, но он по скрипту покончил с собой. Где логика? То есть, по сути мы практически никого и не спасли?... Или это просто нас так погонять по пустыне решили, чтобы время растянуть? У меня не было бы таких претензий, если бы в игре не было столь кропотливого внимания к деталям. Как геймер должен понимать логику таких действий для получения хорошей концовки? Да, меня неоднократно просили сходить в эти места, причем настойчиво. Аня упоминала про клетки, но никто же не знает, сколько их должно быть... Тут три, а там может еще три...
С Тайгой уже проблем таких не возникло, потому как стелс использовался уже по инерции. Ну а эпизод в Новосибирске возвращает нас в старое доброе метро и почему-то, опускаясь в подземку с Мельником, ощущаешь знакомое чувство ностальгии, помните ту прогулку с Ханом в первой части? Даже мутанты те же остались, только перерисовали их слегка.
Для тех, кто любит заморочиться с кастомизацией, наверняка понравится большой выбор оружия. В какой игре еще из револьвера можно сделать неплохую снайперку? Но ко всем этим навороченным штукам надо подходить с умом: есть оружие с дикой отдачей, есть с медленной перезарядкой. За оружием нужно постоянно следить: вовремя не перезаряженная пушка или пневмат со сдувшимся давлением может сыграть злую шутку. Во многих местах игра вообще дает понять, что стрелять не стоит, так как на выстрелы сбежится такая свора упырей, что боезапаса может не хватить. Про физику ничего не скажу, оставлю это тем, кто шарит в оружии, но некоторые выстрелы могут просто прилететь в "молоко", хотя прицел был сведен. Возможно из-за того, что стабилизатор отсутствовал, не знаю. Что нужно точно уяснить, это то, что арсенал нужно подбирать под свой стиль геймплея. К примеру, для тихого прохождения прицел с зеленым лазером ну никак не подойдет, так как он слишком "палевный".
/Photomode on
По графике: игра красива. Знаете, как на пленэре пейзажи рисуют, можно часами любоваться на закаты, горы, освещение, внешний мир... Все это немного портит бедная лицевая анимация персонажей, которая как будто возвращает нас в реальность:) Последите за мимикой персонажей как-нибудь на досуге, особенно когда они разговаривают.(см. гифку ниже) Опять же, чтобы достичь идеальной картинки, нужно мощное железо, а таким не все располагают. Я для эксперимента запустил игру на игровом ноуте MSI 2015 года выпуска, играть можно без тормозов, что говорит о хорошей оптимизации, но, конечно, картинка в данном случае пострадала и есть вероятность, что многие геймеры не увидят всей красоты. Это можно судить по отзывам пользователей, которые говорят, мол, ну игра как игра, ничего там особого нет. Ах, да, прорисовку, по сравнению с бетой поправили, но "мыльцо" видно часто.
Глупость обычно бывает логична
Классную атмосферу игры портят некоторые нюансы. Но это для придирчивых. На Волге как-то я попал под грозу, и она была выполнена настолько атмосферно, что аж дух захватывало! Ливень хлестал мне в лицо, вспышки молний то и дело озаряли местность, гром гремел будь здоров... Нечто похожее было в Red Dead Redemption 2. А потом ты ловишь себя на мысли. Стоп. Какая гроза? Весна, еще лед не растаял. Несостыковочка-с. Хотя, в любой непонятной ситуации всегда можно сослаться на аномалии.
Или вот кладбище в Тайге. У меня одного могилы вызывают недоумение? Часть надгробий - кельтские кресты с православной гравировкой. На Алексеевский крест в круге это не катит, откуда таким могилам взяться - большой вопрос.
Приезжаем в заснеженный Новосибирск, Мельник едва плетется, так как по колено в сугробе, однако Артем легкий как пушинка. Иначе как объяснить, что он передвигается спокойно, не оставляя следов?
Не без юмора: Мельник мечтает о внуке, но куда делся внук, если куча игроков не смогли получить хорошую концовку в Last Light? У Артема же родился сын, правда его самого не стало, ну по крайней мере, это случилось у 93% игроков. Чекните ачивку "Искупление" в Steam, если не верите.
Назад в нулевые
И таких нестыковок огромное количество. Но больше всего портят впечатление баги. А багов тут хватает. Больше всего досталось тем у кого PS4. В первую неделю игра либо вылетала с критическими ошибками(такое на моей памяти случилось первый раз за 5 лет), персонаж застревал в самых неожиданных местах и приходилось перезапускать чекпоинт.
Мало того что отклик геймпада был очень тугой, так еще и незаметно устранять некоторых врагов можно почему-то выборочно, хотя они тебя не видят. Помню как в поезде ехали, а у Сэма косичка жила своей жизнью, как отдельный полигональный объект, ну стыдобища, серьезно. Это же не бета-версия за фул-прайс!
Правда, с выходом патчей ситуация улучшилась, но трупы так и потряхивает до сих пор. К счастью, не везде. Даже после патча, Новосибирск оказался самой неоптимизированной локацией, с зависаниями и критическими ошибками. Не дай боже упасть в воду: забагует и будешь барахтаться на отшибе карты. Вроде бы стандартные баги, но они очень портят впечатление, особенно когда игру подают как нечто революционное и мегаэпичное по пресс-релизам.
Претензия даже не к "клюкве", тут вопрос более глобальный. Зачем навязывать игроку идеи пацифизма, если он хочет просто поиграть, получить удовольствие? Ладно я, стрелять на геймпаде не люблю, могу и в стелсе побегать, мне даже так проще... Но почему не подумали о тех, кто не хочет заморачиваться? И ставить игроку для удачного прохождения такие абстрактные условности, которые иногда можно понять только из гайдов. Зачем? Для чего повторять опыт замороченного в этом плане Last Light?
Лишнего чемодана для меня не оказалось
Что-то я заболтался, пора бы и итоги подвести... Главная ошибка Metro Exodus том, что игру СЛИШКОМ эпично подали. Соответственно, люди от продукта ожидали большего. Если бы это было просто очередное "Метро", никто бы и слова не сказал, махнули бы рукой на недостатки и радовались жизни. Но когда тебе говорят о продукте высокого качества, заманивают красочной картинкой, масштабными презентациями, вариативностью, ты на него и смотришь совершенно другим взглядом. Без даунгрейда не обошлось на релизе, несмотря на обещания, с релизом слишком поторопились, из-за этого и эпизод с Новосибирском вышел таким, будто он перекочевал из прошлой части (я читал реакции жителей, они были недовольны достоверностью города). Да, не 10/10. И все же..
Если вы любитель пост-апокалиптики, просто забейте на недочеты, и сыграйте по правилам этой игры. Вы влюбитесь в этот мир.
P.S. СМИ на релизе прикопались к ачивке "Декоммунизация". А чего же федеральные каналы ЛГБТ-посыл Metro Exodus проглядели и не раздули из этого новость мирового масштаба?:D (сарказм) Захожу я такой в комнату, а там мужики в недвусмысленных позах стоят! Вот что перспектива животворящая делает, а вы к каким-то памятникам полигональным привязались.
Все сказанное выше, является точкой зрения автора и на истину не претендует. Спасибо за то, что дочитали до конца.
Обратная связь: VK группа|Twitch | канал на YouTube.