Разбор нового ФГОСа для первого класса у нас здесь. А разбор второго класса - здесь.
Посмотрим, какие знания и умения должны показывать наши школьники на выходе из третьего класса.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Устные монологические и диалогические высказывания третьеклассников усложняются и увеличиваются до 3-5 предложений на заданную тему. Также ребенок должен уметь устно и письменно формулировать просьбу, извинение, приглашение, благодарность, отказ - с использованием норм речевого этикета и в объеме 2-4 предложений.
При работе с текстом, ученик должен уметь:
- Определять тему и главную мысль текста
- Определять ключевые слова и связь предложений в тексте (видеть эту связь через личные местоимения, синонимы, союзы И, А, НО)
- Выявлять и озаглавливать части текста
- Составлять план повествовательного текста, чтобы на его основе создать свой текст (для пересказа или изложения) и откорректировать его
Интересно, что знать терминологию типов речи (повествование, рассуждение, описание) необязательно в третьем классе, это выносится в четвертый класс. Достаточно понимать, что тексты бывают разные, а для примеров даются простые случаи, без смешивания.
Знания фонетики и орфоэпии:
- Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов с орфограммами (без транскрибирования): давать характеристику звукам по заданным параметрам (твердые/мягкие, звонкие/глухие), соотносить количество букв и звуков с учетом наличия в слове йотированных звуков (Е, Ё, Ю, Я), мягких/твердых знаков и непроизносимых согласных
- Правильно ставить ударение в словах в соответствии с нормами языка, при необходимости уметь уточнить правильность
Грамматика, морфемика, синтаксис:
- Применять изученные правила правописания:
- написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова;
- написание парных звонких и глухих согласных в корне слова (в середине слова) (дубки, лодка, площадка);
- написание непроизносимых согласных в корне слова (честный, радостный);
- употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков;
- написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода (мышь, рожь, ночь);
- написание безударных родовых окончаний имён прилагательных (умная, умный, умное);
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- раздельное написание предлогов со словами
- Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки и описки
- Подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи (простые случаи, термины называть необязательно)
- Выявлять в речи многозначные слова, понимать их значения
- Выявлять в речи устаревшие слова, понимать их значение (простые случаи)
- Выявлять в речи слова, употребленные в прямом и переносном значении (простые случаи)
- Выделять окончания в слове, находить нулевое окончание
- Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова
- Различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (но без называния термина)
- Различать однокоренные слова и синонимы (но без называния термина)
- Находить в словах корни, приставку, суффикс, окончание (в простых случаях, с однозначно выделяемыми морфемами)
- Определять имена существительные, знать их грамматические признаки (одушевленные/неодушевленные, род, число, падеж), уметь склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями
- Определять имена прилагательные, знать их грамматические признаки (род, число, падеж), изменять имена прилагательные (кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин) по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имен существительных (то есть, согласовывать прилагательное с существительным)
- Определять глаголы, различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», знать их грамматические признаки (форму времени, род в прошедшем времени, число); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени – по родам;
- Определять личные местоимения в начальной форме (я, мы, ты, вы, он, она, они, оно), заменять личными местоимениями излишние повторы в тексте
- Различать предлоги и приставки
- Определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное/побудительное/вопросительное) и по интонации (восклицательное/невосклицательное)
- Находить в предложении главные и второстепенные члены, причем последние без деления на виды
- Распознавать распространенные и нераспространенные предложения
- Правильно списывать слова и предложения объемом до 65 слов
- Писать подробные изложения по подготовленному плану (объемом до 50 слов)
- Писать диктант объемом до 60 слов, правильно применяя изученные правила.
ЛИТЕРАТУРА
В чтении темп возрастает до 60 слов в минуту - это минимум для третьеклассника. Чтение должно легко даваться как вслух, так и про себя, целыми словами, без пропусков букв и перестановки слогов. Разумеется, соблюдение орфоэпических и интонационных норм языка улучшается, в том числе при чтении наизусть. Помимо собственно умения хорошо читать, третьеклассникам положено:
- Различать произведения фольклора и литературы, приводить примеры таких произведений в разных жанрах (сказки, былины, рассказы, стихи), а также приводить примеры фольклорных произведений разных народов России
- Различать художественные и познавательные тексты
- Определять главную мысль и тему произведения (такой же спрос и по русскому языку)
- Понимать взаимосвязь между характером героя и его поступками, мыслями и чувствами
- Выявлять причинно-следственную связь событий и эпизодов текста
- Отличать автора произведения от героя и рассказчика
- Давать характеристику (в том числе портретную) героям, определять авторское отношение к ним и их поступкам, к описываемой ситуации или событию, сравнивать героев одного произведения между собой и сопоставлять их по предложенным критериям (чем похожи, чем отличаются, какой контраст между ними, какие аналогии)
- Находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении (навык пересекается с русским языком)
- Находить и называть средства изображения героев и выражения их чувств, портрет героя, описание пейзажа и интерьера
- Осознанно применять изученные литературные понятия для анализа и интерпретации произведения
- Составлять план текста (вопросный, номинативный) с выделением эпизодов и смысловых частей
- Уметь пользоваться словарями
В плане развитости речи должны быть достигнуты следующие предметные результаты:
- Умение задавать вопросы к учебным и художественным текстам
- Умение строить устное диалогическое и монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации
- Устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста, подтверждать ответ примерами из текста
- Подробно, выборочно или сжато пересказывать содержание произведения
- Рассказывать о прочитанных произведениях
- Читать по ролям, инсценировать
- Придумывать продолжение прочитанного произведения
- Сочинять произведения по аналогии с прочитанным
- Составлять рассказ по иллюстрациям или по заданному началу
- Составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 6 предложений)
МАТЕМАТИКА
Навыки и умения, которые должны быть сформированы у детей, заканчивающих третий класс:
- Умение оперировать числами в пределах 1000 - умение их читать, записывать, сравнивать, упорядочивать
- Умение представлять трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых
- Находить число, большее/меньшее данного числа на заданное число и в заданное число раз
- Выполнять арифметические действия:
- сложение и вычитание в пределах 100 — устно, в пределах 1000 — письменно
- умножение и деление в пределах 100 — устно и письменно на однозначное число
- деление с остатком в пределах 100 - Устанавливать и соблюдать порядок действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления
- Знать и применять при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения
- Находить неизвестный компонент арифметического действия
- Выполнять проверку результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора
- Уметь пользоваться в практических ситуациях единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), единицы массы (грамм, килограмм), единицы времени (час, минута, секунда), стоимости (копейка, рубль); уметь преобразовывать единицы одной величины друг в друга (в пределах 1000)
- Знать и объяснять единицы площади: квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр
- Определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время
- Определять продолжительность какого-то события
- Сравнивать предметы и объекты на основе измерения величин
- Сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на/в»
- Выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число
- Называть, находить доли величины (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть)
- Сравнивать величины, выраженные долями
- Решать текстовые задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), на сравнение (разностное, кратное)
- Знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях соотношения между: ценой, количеством, стоимостью; началом, окончанием и продолжительностью события
- Решать задачи в 1-2 действия: моделировать и представлять задачу графически, планировать ход решения, записывать решение по действиям и с помощью числового выражения, анализировать решение (искать другой способ решения), записывать и оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления)
- Конструировать прямоугольник из квадратов, делить прямоугольник, многоугольник на заданные части
- Сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений)
- Находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата)
- Распознавать и конструировать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если..., то...»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-трехшаговые), в том числе с использованием изученных связок
- Классифицировать объекты по одному-двум признакам
- Извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка)
- Структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу; достраивать столбчатые диаграммы, дополнять чертежи данными
- Составлять план выполнения учебного задания и следовать ему.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
В третьем классе дети знакомятся с финансами, странами мира и их достопримечательностями, а еще учатся разоблачать мошенников, этот навык тоже является предметным. Полный список компетенций, рассматриваемых на аттестации:
- Различать расходы и доходы бюджета семьи;
- Показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
- Приводить примеры памятников природы и культуры России, достопримечательностей родного края и административных центров субъекта Российской Федерации; народов мира; памятников культуры, являющихся символами стран, в которых они находятся;
- Распознавать изученные объекты природы по описанию, рисункам, фотографиям, в реальности:
- почвы, горные породы и минералы, полезные ископаемые;
- тела и вещества;
- твердые тела, жидкости и газы;
- воздух;
- грибы;
- природные сообщества (лес, луг, пруд);
- отдельные органы и системы органов человека. - На основе предложенного плана уметь составлять описание изученных объектов природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства
- Группировать и сравнивать изученные объекты живой и неживой природы, пробегать к простейшей классификации
- Знать и понимать взаимосвязи в природе, уметь объяснить простейшие явления и процессы в природе и организме:
- круговорот воды в природе,
- размножение и развитие растений и животных;
- особенности питания и дыхания растений и животных;
- цепи питания,
- связи человека и природы - Проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить простые опыты по исследованию природных объектов и явлений с применением простого лабораторного оборудования и соблюдая правилам безопасности
- Использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы
- Создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (подготовка докладов)
- Соблюдать правила безопасного поведения:
- во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности)
- правила безопасного поведения пешехода, пассажира наземного транспорта и метро
- соблюдать правила безопасности при работе с интернет-ресурсами, определять мошеннические действия по их характерным признакам.
ФГОС изучала Оля Иванова
По начальной школе у нас остался разбор основ четвертого класса и разбор каждого оставшегося предмета по отдельности. Подпишитесь на канал, чтобы читать и понимать ФГОС вместе.