В системе охлаждения двигателя устанавливается термостат. Он предназначен для изменения потока охлаждающей жидкости (ОЖ), циркулирующей в контуре. Благодаря данной детали ускоряется процесс прогрева мотора и обеспечивается оптимальная температура при работе агрегата на разных оборотах. Важность термостата особенно проявляется в летний период эксплуатации, когда при высокой наружной температуре воздуха может произойти перегрев силового агрегата.
Принцип функционирования
После запуска двигателя с целью сокращения времени на его прогрев, термостат перекрывает патрубок радиатора. ОЖ начинает циркулировать по малому контуру, включающий водяной насос, рубашку охлаждения блока цилиндров и теплообменник отопителя салона. По мере прогрева двигателя охлаждающая жидкость поглощает тепло и тоже нагревается. Термостат при нагреве антифриза до определенной температуры начинает приоткрываться, пропуская часть антифриза по большому контуру через радиатор охлаждения. При достижении силовым агрегатом рабочей температуры клапан открывается полностью и пропускает через радиатор весь поток жидкости.
При выезде автомобиля из города на трассу усиливается встречный поток холодного воздуха и циркулирующая в контуре жидкость охлаждается. Термостат начинает закрываться, ограничивая поток ОЖ через радиатор. Таким образом, поддерживается рабочая температура двигателя. Благодаря исправному функционированию охлаждающей системы автомобиля обеспечивается:
· постепенное смешивание холодной и горячей технической жидкости в контуре;
· плавная регулировка в заданном диапазоне температуры антифриза, циркулирующего в системе;
· оптимальный режим работы силового агрегата;
· эффективное функционирование отопителя салона;
· полное сгорание топлива;
· снижение вредных выбросов в атмосферу;
· увеличение эксплуатационного ресурса двигателя.
Конструкция и причины поломки
Рабочим элементом термостата, отвечающим за работу клапана перекрытия патрубка радиатора, является термоэлемент. Он заполняется специальным веществом, реагирующим на температуру жидкости. Значение, при котором клапан начинает открываться, указывается на корпусе детали. Обычно клапан начинает открываться при 70–95°С (в зависимости от модели силового агрегата). Полное открытие клапана обеспечивается при нагреве циркулирующего в системе антифриза до температуры 100‒105°С.
Автовладельцы могут самостоятельно определить неисправность термостата по внешним признакам. В летний период дефект устройства проявляется перегревом мотора. Также косвенно указывает на проблемы с деталью повышенный расход топлива, падение динамики разгона транспортного средства, повышение температуры в салоне автомобиля, не оборудованного кондиционером. Своевременное определение выхода из строя термостата позволит избежать серьезных проблем с двигателем, связанных с дорогостоящим капитальным ремонтом.