Привет всем! Продолжаем наше погружение 😊
Наша следующая отметка глубины – польза или вред раннего плавания. Тема очень благодатная и приятная, потому как рассказывать придется лишь о пользе, а вред будет только тогда, когда есть, к сожалению, медицинские противопоказания к плаванию.
После появления малыша на свет пап и мам охватывает жгучее желание немедленно начать развивать ребенка. Но как? Он совсем крошечный и ничего не умеет...
На самом деле новорожденный многое умеет и знает. У него есть рефлексы: он может сосать, крепко держаться за пальцы (хватательный рефлекс), отталкиваться ножками от опоры, а если в вертикальном положении наклонить его корпус немного вперед, малыш сделает свои первые шаги (шаговый рефлекс). Есть еще один рефлекс — задержки дыхания. При попадании на лицо воды или сильной воздушной струи кроха рефлекторно набирает в легкие воздух и на несколько секунд задерживает дыхание. Мудрая природа сделала так, что даже при случайном попадании ребенка в воду он какое-то время не захлебнется. А вот брыкательный рефлекс вообще напоминает определенный стиль плавания – брасс! На этой уникальной способности врожденных рефлексов у новорожденных и основаны методики обучения грудничков плаванию.
Именно поэтому раннее плавание, свои методы берет не из медицины, а из укладов жизни народов, живущих среди природы. Для многих народов, живущих на краю моря, океана, плавание – это часть культуры, быта, воспитания детей. Зачастую, эти культуры, не просто учили плавать своих детей, а они так с детьми проводили время - помогали им держаться на воде, поддерживали их во всем. Появление малыша на свет связано с водой – ещё не родившись, он уже знакомится с ней, двигается, развивается, делает первые шажочки в познании мира. Пока ребёнок ещё совсем кроха, он «помнит» воду и не боится. И поэтому также считается, что обучение малыша плаванию желательно начинать как можно раньше, пока привычка к перемещению в водной среде не утрачена полностью. Замечено, что чем старше человек становится, тем более усиливается его страх перед водой. И тем сложней с возрастом научится на воде держаться, не говоря уж о плавании полноценном.
Включая свои ещё не угасшие врожденные рефлексы, сначала груднички учатся плавать под водой, затем понемногу начинают держаться на поверхности. Отсюда вывод: чтобы научить ребенка плавать, сначала его надо научить нырять. Желательно начинать тренировки, когда малышу три-четыре недели от роду. Грудничок приобретает неординарные навыки, крепкое здоровье и гармоничное развитие. Многие папы и мамы сомневаются, стоит ли овчинка выделки, то есть надо ли тратить время и нервы на то, чтобы научить ребенка плавать. Лет в семь и научится, как все нормальные дети!
Сегодня попробуем взвесить "за" и "против" в ответе на вопрос: «Как тренировки в водной среде влияют на организм грудничка?»
Полезно со всех точек зрения!
Сердечно-сосудистая система
Плавательные движения активизируют кровообращение. Они способствуют укреплению сердечной мышцы, благотворно действуют на стенки сосудов, активизируют процессы кроветворения.
Система кровообращения
Горизонтальное положение во время плавания — это своеобразное состояние невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую систему. Давление воды, действуя на многочисленные кровеносные сосуды кожного покрова, облегчает кровообращение и деятельность сердца.
Дыхательная система
При плавательных движениях усиливается дренажная функция легких, тем самым обеспечивается профилактика инфекционных заболеваний и оздоровительный эффект. Малыш делает глубокие вдохи, носоглотка промывается и очищается. Усиливается вентиляция легких. При плавании дыхание полностью согласовано с движениями конечностей. Давление воды на область грудной клетки способствует увеличению глубины выдоха, за которым обычно следует и глубокий вдох. А глубокое дыхание — мощное профилактическое средство, предупреждающее заболевания верхних дыхательных путей. Глубокие вдохи и выдохи во время плавания как бы «проветривают» легкие, благодаря чему изгоняются бактерии и устраняются благоприятные условия для их активизации.
Выделительная система
Активные движения мышц способствуют интенсивной работе почек, они правильно развиваются. В результате вредные вещества выводятся быстрее. Во время плавания происходит массаж кожи и мышц, очищаются потовые железы, что способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.
Костно-мышечный аппарат
Физическая нагрузка на кости, все группы мышц, суставы и связки благодаря воде равномерно распределяется. Вода действует как своеобразная защитная оболочка вокруг тела. Она снимает излишнее давление на все кости, суставы и мышцы. Нет резких движений, сотрясающих органы. Поэтому вода снижает нагрузку на скелет и внутренние органы. Это способствует гармоничному развитию тела. Преодолевая сопротивление воды, двигательный аппарат укрепляется. Плавающие в грудном возрасте детки быстрее ползают, начинают ходить, у них формируется правильная осанка, остается ровным позвоночник. Плавание помогает укреплению всех групп мышц. Особенно это касается мышц ягодиц, бедер, живота, плечевого пояса и рук. Нагрузки, которые получает малыш, формируют надежный «корсет» из мышц, а разгрузка позвоночника в водной «невесомости» обеспечивает благоприятные условия для хорошего роста позвонков. Также плавание является великолепным средством предупреждения различных нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия. Во время занятий плаванием происходит чередование напряжения и расслабления разных групп мышц, что увеличивает их выносливость, работоспособность и силу. Также в ходе водных занятий снижается присущий младенцам первых месяцев жизни повышенный тонус сгибательных мышц, что обеспечивает ускоренное формирование двигательных умений. Плавание для малышей — это безопасная нагрузка, не позволяющая перенапрячь связки, исключающая неестественные и не физиологичные движения. Плавание развивает начальную координацию, учит ориентироваться в пространстве, управлять собственным телом и концентрировать движения.
Центральная нервная система
Благодаря грудничковому плаванию кровообращение в мозговых сосудах активизируется, обеспечивается усиленное питание органа. Поэтому ныряние и задержка дыхания стимулирует кровообращение мозга, а это ускоряет развитие интеллекта. Вода — лучший массажист для маленького ребенка, ласковый и очень эффективный. Она гладит кожу с оптимальным давлением, чем улучшает кровообращение и укрепляет нервную систему грудничка. Меняются эмоциональные реакции, заметно улучшается настроение. Плавание может выступать в роли средства борьбы со стрессом, ведь оно заставляет правильно дышать и снабжает мышцы большим количеством кислорода, что способствует выработке эндорфинов и улучшению самочувствие в целом. Вода массажирует мышцы и снимает стресс на себя.
Иммунитет
Совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунитет, улучшается адаптация к условиям внешней среды. Известно, что теплоемкость воды почти в 28 раз выше теплоемкости воздуха, организм человека теряет в воде в 30 раз больше тепла, чем на воздухе. Именно по этой причине водные процедуры являются весьма сильным закаливающим средством.
К примеру, доктор Комаровский утверждает, что занятия плаванием способствуют ускоренному и правильному умственному и физическому развитию ребенка грудничкового возраста. Большинство родителей, в их числе и клиенты нашего бассейна, детки которых посещают занятия по грудничковому плаванию, остаются довольны результатами. Они утверждают, что их малыши крепче спят, лучше едят, хорошо привыкают к режиму дня. Радует и то, как позитивно ведут себя дети во время тренировок. Они испытывают положительные эмоции. Степень доверия и взаимопонимания с родителями у них выше, чем у тех малышей, которые не занимаются плаванием с младенчества.
Говоря о пользе раннего плавания, мы должны упомянуть о ряде состояний, при которых грудничковое плавание не только не запрещено врачами, но и рекомендовано по состоянию здоровья в лечебных целях. Это гипертонус мышц; детский церебральный паралич; мышечная вялость; кривошея; маленький вес при рождении; недоношенность, рахит; и наоборот, избыточный вес или гипотрофия; врожденные костно-мышечные дефекты; болезни суставов; синдром повышенной возбудимости, миатонический или гипертензионный синдромы. В большинстве случаев ранние занятия плаванием позволяют минимизировать проблемы со здоровьем у ребенка либо полностью избавиться от них.
И как итог: раннее плавание — гарантия того, что ребенок не будет бояться воды и не утонет, если случайно упадет в воду. Статистика свидетельствует, что дети тонут (много детей!) каждый год, причем в 78 процентах случаев они захлебываются в мелких водоемах и даже обычных лужах, не умея задерживать дыхание.
Психологами установлено, что ребенок, ныряя и плавая на глубине, преодолевая сопротивление толщи воды развивает в себе такие черты личности как: целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение проявлять самостоятельность. Дети, плавающие с рождения более уверены в себе, коммуникабельны, обладают качествами лидера.
Все эти плюсы, конечно же, характерны для плавания вообще – как для детей, так и для взрослых. Единственное отличие грудничкового плавания от обычного в том, что навык самостоятельного плавания не является основной целью занятий. Поэтому, родителям начинающих пловцов важно помнить о возрастных границах и соответствующих им достижениях.
С 2 недель до 3 лет малыш обучается по техникам грудничкового плавания, основанным на развитии врожденных рефлексов: плавания и задержки дыхания. Здесь лучшие достижения будущих олимпийцев - в умениях задерживать дыхание при погружении в воду (ныряем!) и совершать плавательные движения под водой (доставать игрушки со дна, продвигаться на определенное расстояние). Обращаю внимаю, именно плавательные движения, потому как в этом возрасте не идет речь о технике плавания и стилях, которые малыш в силу своих возрастных особенностей развития еще не в силах воспринять! А вот уже с 3 до 6 лет применяются техники обучения основам плавания: понимания свойств воды, ее сопротивления движениям тела, способам удержания тела на воде и стилям плавания.
Хочу добавить, что методика работы тренерского состава бассейна «Грудничок» и специально разработанная «Шкала Достижений Маленького Пловца», полностью соответствуют заявленным возрастным стандартам от 0 до 4 лет. По Шкале Достижений определяется навык задержки дыхания, который совершенствуется от занятия к занятию и становится более продолжительным!
А теперь о минусах, многие из которых разумно оправданы (с позиций медицины, например), а многие просто эмоционально окрашены в отрицательные тона, не имея под собой реальной основы.
Некоторым деткам запрещены водные процедуры вообще или на определенный срок. Отсутствие противопоказаний может определить только врач. Грудничковое плавание противопоказано при: острых воспалительных процессах с повышением температуры тела; инфекционных болезнях, в числе которых вирусные гепатиты, сифилис, туберкулез; проблемах опорно-двигательного аппарата, при которых требуется фиксация конечностей; гнойных процессах; почечной и печеночной недостаточность в стадии прогрессирования; кожных болезнях с выделениями; сердечной недостаточности; ранах; психических болезнях с припадками.
Львиную долю отрицательных моментов в раннем плавании несёт предубеждение о вреде системы очистки крытых бассейнов. Например, не секрет, что воду в бассейнах обрабатывают хлором. Причем хлор не остается в воде, а испаряется и задерживается в воздухе. Вместе с углеродом и азотом он образует вредные оксиданты, которые при вдыхании попадают в легкие. Но современные очистительные системы предусматривают глубокую, разноуровневую очистку воды, особенно это относится к детским бассейнам! Доза хлора в воде детских бассейнов минимальна, при этом добавляется озонирование и постоянная фильтрация.
Ещё одно мнение «против» - в бассейне можно легко подхватить инфекцию и неприятный грибок. Но соблюдение рекомендаций и личной гигиены – стопроцентная гарантия избежать таких неприятностей!
Эмоциональное окрашенное «нет» раннему плаванию как приговор выносится после первого неудачного опыта ныряния, который заканчивается истошным воплем младенца и предынфарктным состоянием папы — мамы — бабушки. Не лучше ли поберечь нервы родителей и психику ребенка и начать уже в осознанном возрасте, где-нибудь в7-9 лет? Нет, не лучше! - с полной уверенностью ответим мы. Ведь именно поэтому наш сегодняшний разговор об ооооогромной пользе раннего плавания! 😊
P.S. Кстати, сегодня – 7 апреля – Всемирный День здоровья! Берегите себя! Здоровья Вам и Вашим детям!!!