Найти тему

Каждый христианин, это священник?

Меня часто спрашивают о том, являюсь ли я священником.

"Вы священник?" - это сообщение я часто вижу в непрочитанных. Меня всегда удивлял этот вопрос и я объясню почему.

Дело в том, что я пытаюсь видеть мир через призму мистического-религиозного опыта. Я стараюсь видеть в повседневных вещах нечто боле, что могут они из себя представлять на первый взгляд.

Риторика нашей жизни заставляет нас смотреть на вещи обыденно, как будто мы роботы или животные. Окружающий мир взаимодействует с нами и мы реагируем на него стандартными моделями поведения. Приведу грубый пример. Человек дотронулся до горячего чугунного утюга 19-го века и резко убрал от него руку. Это поведение робота? Нет, это инстинкт.

Когда человек встает на молитву в своей келии. Приглушает свет, зажигает свечи и пытается настроиться на молитву, то что происходит вокруг него? Я считаю, что в это время пространство келии претерпевает мистическое преображения. Воздух ионизируется, время начинает течь по-иному, в это пространство вторгается Дух, духовный мир. Человек этот перестает быть человеком и становится иной личностью, он становится священником, ибо совершает богослужение. Молящийся приносит жертву Богу, своё время, свои эмоции, свои мысли и свой дух. Горят свечи - это не простые парафиновые свечи, а это священный огонь. Курится ладан - это не простой ладан, это священный ладан, который посвящен Божеству.

Когда же мы пересекаем границы храма, то мы переходим из одного мира в другой, в священный мир. Мистика начинается не с началом богослужения и не заканчивается оной, но мистический опыт не имеет начала и не имеет конца. Мы думаем о том, что надо идти в храм и тут наш разум переживает мистический опыт, тайную, священную связь с Божеством. Желание пойти в храм - это уже священнодействие. И дорога в храм есть иная дорогая, чем обычно, это священная дорога.

Мы входим в храм и видим, что на пороге храма в углу стоит веник, но это не обычный веник это священный веник. Он не такой, как обычные веники, он является частью религиозного обряда. Этим веником подметают снег на пороге храма, который приносят подошва прихожан. Все эти люди так или иначе пережили мистический опыт уже по дороге к храму, поэтому тот снег, который они отрясли, не есть обычный снег, но уже иной снег, это священный снег, преображенный. Его подметут веником и выбросят, но это не простое подметание, а религиозный обряд, потому что это не простые предметы, но освященные мистической энергией.

Затем прихожане начинает здороваться друг с другом и кланяться друг друг. Они кланяться друг другу, потому что видят друг в друге образ Божества. Даже поклон в храме, это не простой поклон, но священнодействие.

Подобные примеры можно продолжать до бесконечности. Поэтому меня удивляют люди, которые спрашивают о том, являюсь ли я священником. Выходит то, что они не видят священнодействий в своей повседневной жизни. Выходит то, что они реагируют лишь на грубые проявления тех или иных энергий.

Тогда правильно было задать вопрос, являюсь ли я жрецом? Ведь если люди под священством понимают лишь явные проявления священнического служения, такие как совершение таинств и обрядов, но отметают при этом то, что вся наша жизнь священна, то это значит, что правильно было бы спросить: "Являетесь ли вы жрецом?" Возможно это звучит гротескно, но это вопрос будет более явно отражать свою суть.

И действительно в риторике многих священников мы видим поведения жреца - человека, имеющего духовную власть. Жрец говорит речи как-бы абстрагированные от себя. Жрец хочет подчинения себе. И это не есть инстут духовничества. Духовник сопереживает своему чаду и применяю власть лишь для разумения и по-любви. Жрец же применяет власть, чтобы самоутвердится и дать волю своим страстям.

Духовник может иметь гнев, но это гнев священный. Жрец же тоже может иметь гнев, но это гнев плотской, страстный.

Мы чаще всего в современной парадигме встречаем именно пошлые жречества. Поэтому для нас священство стало ассоциироваться с явным процессом совершения священнического ритуала.

Теперь же, когда я привел все свои аргументы, то я могу ответить на этот вопрос:

- Вы священник?
- Я не жрец.