Как смотрел: Ютуб
Устройство: Айпад 13 дюймов
Режиссер – Владимир Хотиненко
В начале фильма утверждается, что сюжет «основан на мемуарах офицера царской контрразведки Алексея Мезенцева». Мезенцев является главным героем и всё действие фильма сопровождается комментариями от его лица.
События разворачиваются в 1915—1917 годах. Сбежавший в Германию от российской ссылки Александр Парвус успешно проводит переговоры с министром иностранных дел Германской империи.На полученные средства Парвус финансирует и подогревает протестные выступления народных масс в Петербурге, которые приводят к отречению от власти императора Николая II и свержению монархии в Российской империи. Затем Парвус организует возвращение в Россию из эмиграции лидера большевиков Владимира Ленина с группой его соратников.
Действиям Парвуса пытаются противостоять начальник российской имперской контрразведки князь Василий Туркестанов и офицер контрразведки Алексей Мезенцев.
Демона революции я посмотрел за один раз, все шесть часов, что уже говорит о многом. Плюс он доступен абсолютно легально в ютубе. Ну и мир отходит от пандемии, отойду от своей спячки и я.
Прежде чем приступать к просмотру сериала про Ленина, стоит сразу абстрагироваться от реальных исторических событий, а так же разобраться, что именно смотреть, ведь на основе снятого материала выпустили 6 часовой фильм, 8-ми серийный сериал, и просто двухчасовой фильм. Причем у каждого варианта свое оригинальное название, и режиссер считает их самостоятельными произведениями. Я смотрел 3-х серийный 6-ти часовой фильм, и, кажется, ни капли не потерял.
Стоит так же понимать, что данный сериал выходил одновременно с отличным сериалом Троцкий на Первом канале, который был и интереснее и масштабнее. Демон революции охватывает период с 1915 года, до 1917 и описывает процесс как всем миром уговаривали Ленина все-таки приехать в Россию, и совершить революции.
Как бы то ни было, даже после просмотра гораздо позже, подсознательно сравниваешь актеров из Троцкого и Демона Революции.
Александр Парвус в исполнении Бондарчука очень неплох, но, как всегда, Бондарчук очень хорошо играл самого себя, он во всех фильмах одинаков. Как будто приехал к нам из сериала Док Культуры. Но поскольку сам Парвус это обаятельный трикстер, ему идет. Но все-таки Пореченков из Троцкого гораздо более убедителен.
В самой роли Ленина всегда заключается огромная проблема. Чаще всего его сразу же изображают таким добрым старичком, очень умным и его все сразу уважают. И совершенно обычно непонятно, как он дошел до такого уровня небожителя и сотрясателя вселенной. В сериале, он сразу же по умолчанию считается самым крутым революционером, играет его Миронов, очень канонично, практически как в советских фильмах. Но совершенно непонятно, что он демон. Непонятно как именно такой человек стал правителем страны и опрокинул империю. Стычкин в Троцком гораздо интереснее показал Ленина и его демонов. По роли Стычкина можно понять, как Ленин и правда всем управлял, и был мозговым и энергетическим центром революции. В сериале Ленин управляет 4 людьми, и совершенно непонятно, как он при этом управляет целой партией и сетью. Это огромный минус сериала. Практически во всех эпизодах с Лениным присутствует сцены ревности Крупской к Арманд, и это начинает утомлять уже к середине фильмов. Постоянные молчаливые сцены ревности…Ленин Миронова постоянно находится в каком-то одинаковом непонятном пузыре, не позволяющим оценить его великость. В общем еще одно очко в пользу Первого канала.
Название сериала Демон Революции, но самого демона в сериале не было, все герои были понятны, обычны, никто не создавал бешеной адской энергетики. Вот Троцкий Хабенского ее вызывал. Плюс авторы как бы играют с нами в игру, кто же демон революции – Парвус или Ленин? Ответ прост. В данном сериале никто, демон сидел в Париже и делал так же революции, и его сыграл Хабенский.
Ну какой из Бондарчука демон, он скорее Остап Бендер. Вот Пореченков был гораздо более демоничен. Ленин Стычкина так же гораздо интереснее стандартно хорошего Миронова.
Самым странным был эпизод в театре, задокументированный Горьким, и вообще довольно известным фактом, который по-моему был даже в моем учебнике в школе.
«…Ленин встречается с Парвусом в опере, где слушает Вагнера и плачет. Наклоняясь к Парвусу, он произносит известную фразу о „нечеловеческой музыке, слушая которую хочется гладить по головкам“, приписываемую Горьким Ленину, последний произнёс о музыке Бетховена». В чем была проблема сыграть Бетховена непонятно совершенно.
Больше персонажей интересных особенно не было, можно отметить разве что начальника контрарзведи Туркестанова в исполнении Балуева, он всегда хорош. Паулина Андреева играет бесполезную роль фатальной женщины, или бревна, которое все зачем-то тащат, и используют в качестве скрепы сюжета. Ее несут через все сцены фильма, она постоянно с одним прекрасным выражением лица, и непонятно, зачем она нужна в фильме, кроме давать хоть-какую то мотивацию бестолковому главному герою.
Теперь о бестолковых спецслужбах.
Самым интересным моментом сериала является как раз наличие условно «положительного» героя, ротмистра, заместителя, а потом начальника контрразведки Российской Империи. И это самый бесполезный сотрудник спецслужб, которого я видел. Эдакий анти-Фандорин. Его сыграл кстати Максим Матвеев, который сыграл и Меркадора в сериале Троцкий, и сыграл Меркадора гораздо интереснее, чем абсолютно пресного и правильного ротмистра.
Я не удивлюсь, если они снимали Демона по ночам, пока группа Троцкого отдыхала, примеряли те же костюмы и снимали свой сериал. Раз даже актеры пересекаются.
Все, что он делал, постоянно проваливался, или вообще никак не мешал Ленину и Парвусу. Он очень хороший человек, с выведенной мотивацией бороться с революцией, но ротмистр, как и все спецслужбы в сериале абсолютно слаб и бесполезен. Его сразу же вычисляют, обводят вокруг пальца, откровенно насмехаются, а он став потом начальником контрразведки, оставшись ротмистром, только горестно ходил, и говорил всем: «Ленин близко». Неудивительно, что спецслужбы упустили страну, с такими профессионалами и революционеры не нужны, они сами все отдали. Его линию можно было бы смело вырезать и ничего бы не изменилось. Все революционеры выписаны гораздо деятельнее и интереснее. И постоянно ощущается диссонанс страха Ленина и Парвуса перед Охранкой, а сама Охранка сборище дилетантов. Может это и отражало их реальное состояние в то время, но нам же нужен борьба накал вот это все, у нас тут художественный фильм.
Самым смешным моментом, когда Ленин уже едет на паровозе творить великие дела, наш герой приходит к Милюкову и умоляет остановить поезд, угрожает революцией и реками крови. Но ему то откуда знать, если революция уже случилась, и на тот момент Ленин не отличался от других видных лидеров оппозиции, а ведь были еще анархисты, эсеры, меньшевики, временное правительство, и десятки других фракций. С учетом того, что еще в 1914 году главный герой не знал, кто такой Ленин и Парвус, и так по сериалу и не узнал по-моему. Если бы персонаж был списан с Фандорина, или хотя бы героя Балуева из сериала Гибель Империи (который кстати так же снял Хотиненко), было бы гораздо интереснее. В итоге вместо борьбы спецслужб с большевиками мы получили игру в одни ворота, или даже один из соперников не явился.
Так же непонятно, почему контрразведка занималась слежкой за революционерами за границей, и у них было на всю Европу 3 агента как я понимаю. Логично, что контрразведка генштаба должна работать в войсках по аналогии со СМЕРШ, и какое им дело до Парвуса и Ленина.
Итого: Не самый плохой сериал, посмотреть на отличных актеров всегда приятно. Миронов, хоть и не вдохнул никакого нового прочтения в Ленина, в отличии от Стычкина, очень неплох, остальные актеры, кроме священного тотема Паулины Андреевой очень органичны. Крайне интересны взаимоотношения Инессы Арманд, Ленина и Крупской, хотя уже в середине начинают надоедать от однообразности. Так и хочется, сказать, ну мы поняли и за первые три раза. Думаю смотреть 8 серий смысле не имеет, достаточно и трехсерийного фильма. Вряд ли они вырезали что-либо важное и интересное.
Ну и в сериале не было ни Троцкого, ни Сталина.
7/10. Сначала посмотрите Троцкого на первом канале, потом можно и Демона, они неплохо дополняют друг друга.