Нет, здесь не будет популярного анекдота про Петра Первого и железную дорогу. Во-первых, потому что он нецензурный, а во-вторых, те кто радостно пересказывают его и заливаясь смеются, забыли, а скорее всего и не знали, что первая железная дорога в России, была построена более чем через сто лет после Петра Великого.
Указ Николая I о строительстве первой в стране железной дороги, соединившей Санкт-Петербург и Царское Село, появился в 1836 году, а уже полтора года спустя, дорога была открыта. Тогда ширина ее колеи составила 1829 мм, что между прочим несколько шире сегодняшней, однако при строительстве последующих железных дорог в России, было принято решение взять за стандарт 1524 мм колею.
Железнодорожная колея - расстояние между внутренними гранями рельс
Если вы зададите людям вопрос о том, по каким причинам был введен именно такой стандарт, а не скажем европейский который составляет 1435 мм и как видим является более узким, некоторые ответят, что причина здесь сугубо военная, мол для того чтобы в случае войны, поезда враждебных государств не могли использовать нашу железнодорожную сеть.
Однако хотя в последующем, например, во время Великой Отечественной Войны, эта разница действительно стала настоящей головной болью для захватчиков, в момент начала строительства российских железных дорог, об этом на самом деле просто не думали. не думали хотя бы потому, что железных дорог в те времена было на столько мало, что они вряд ли представляли собой существенное звено в военной логистике.
Российские и приглашенные для консультаций иностранные инженеры, изучавшие мировой опыт строительства железных дорог, пришли к выводу, что в российских условиях, связанных в первую очередь с климатом, более широкая колея гарантирует бОльшую безопасность для железнодорожных перевозок, а приятным бонусом послужил тот факт, что такая колея повышала и грузоподъемность, позволяя перевозить больше грузов. Не маловажную роль здесь сыграл инженер по фамилии Мельников, который изучая уже сооруженные железные дороги в Англии и в Америке, пришел к выводу что британский опыт нам не подходит.
Так что решение о выборе железнодорожной колеи было не случайным, а хорошо продуманным. И трудились над этим ведущие отечественные и зарубежные инженеры, найдя, по их мнению, идеальный вариант для нашей страны.
Нельзя забывать, что по одной из версий, не малую роль сыграло и купеческое лобби, надеявшееся на то, что разница в этой пресловутой ширине, затруднит приток на российский рынок иностранных товаров. Однако эта версия, близка к военной и скорее всего является просто красивой байкой.
Играли военные соображения роль при принятии этого решения или нет, вторгнувшаяся в Россию гитлеровская Германия, столкнулась с логистическими проблемами, вызванными тем, что их поезда не могли ездить по нашим дорогам, подвозя в срок топливо и боеприпасы. Это сейчас, существует наработанная схема смены колесных тележек, о которой знают любители путешествовать поездом за границу, когда прибывающим из России в Европу и из Европы в Россию поездам, меняют колею, чтобы они могли ездить по зарубежным рельсам. В сороковые годы же, было все гораздо сложнее.
Немцы даже пытались перекладывать рельсы на свой стандарт, но это оказалось делом хлопотным и сложным. Так что в любом случае, разный подход в строительстве железных дорог "у нас" и "у них", все же сыграл свою военную роль.