Найти тему

Зачем эта конструкция на ж.д. пути?

На железной дороге много различных устройств. Значение и предназначение многих из них простому обывателю может быть не известно.

Сегодня раскроем предназначение устройства, которое определяет сход подвижного состава, либо волочение подвагонного оборудования - УКСПС.

Основная функция такого типа устройств - контроль нижнего габарита подвижного состава. Контролировать его необходимо для того, чтобы не допустить въезд поезда с сошедшими вагонами (волочащимися элементами) на станцию или на (в) искусственные сооружения (мосты, тоннели).

Схематически устройство контроля схода подвижного состава выглядит так. Устанавливается оно перпендикулярно оси пути.

-2

Конструктивно имеет несколько разрушаемых элементов установленных на жесткой раме, которые объединены тросовыми перемычками образующими последовательную электрическую цепь.

-3
-4

Принцип действия датчика очень прост. При разрушении одной из планок электрическая цепь обрывается, отпадает якорь контрольного реле, контакты которого включены в зависимость со светофором. Светофор перекрывается на запрещающее показание и поезд останавливается. В дополнение к перекрытию светофора в эфир передается радиосообщение о нарушении габарита.

Датчики УКСПС бывают разных конструкций и типов установки. Но функция у всех одна - выявлять нарушение нижнего габарита.

-5

Датчик УКСПС с деревянными вставками. Дерево как более мягкий материал лучше фиксирует место удара.

-6

Датчик УКСПС с элементами из тонкого металла, сминаемыми пластинками "индикаторами соударения", которые фиксируют место удара.

-7

Датчик УКСПС состоящий из керамических трубок с контрольной проволокой внутри. При разрушении трубки, от воздействия внешних сил, контрольная проволока и электрическая цепь обрываются.

-8

Датчик УКСПС для четырехниточного пути.

-9

Датчики УКСПС красят краской, чаще желтой, как наиболее яркой, для определения места удара. В случае удара по датчикам каким то элементом подвижного состава на нем остается краска с датчика, что так же позволяет ускорить поиск причин срабатывания при осмотре состава.

-10

Не допускается установка датчиков УКСПС рядом со стыками, так как удары колес от проходящих поездов вызывают в районе стыка сильную вибрацию. Данная вибрация может воздействовать на конструкцию УКСПС. Постоянные динамические воздействия вызывают усталостные трещины в элементах УКСПС, что со временем приводит к деградационным последствиям и ложным срабатываниям.

Усталостная трещина в месте уменьшенного сечения
Усталостная трещина в месте уменьшенного сечения

А ложные срабатывания - это необоснованные задержки поездов со всеми вытекающими последствиями.

В регионах с бездорожьем, где железная дорога является единственной артерией, по которой можно передвигаться, датчики УКСПС часто ломают техникой местные жители. Люди используют железнодорожное полотно для передвижения между населенными пунктами.

-12

Двигаясь вдоль пути на буране зимой, или любой другой колесной технике летом, происходит повреждение датчиков и срабатывание аппаратуры контроля.

-13

Все это вызывает необходимость отправлять работников, из числа эксплуатационного штата, в любое время суток, для замены разрушенных элементов и восстановления работоспособности датчика.

Также не редки случаи, когда из-за повреждения УКСПС посторонними лицами, происходят необоснованные задержки поездов.

-14