Что за странное слово вынесено в заглавие этой статьи? - удивленно спросит иной читатель.
Тогда мы поведаем небольшую историю и всё станет ясно.
Термин ретрофутуризм можно отнести к подвиду фантастики (в жанре литературы, графики, кинематографа и т.д.), которая описывает мир будущего, основанный на технологиях прошлого, уже вышедших из употребления.
Так вот, сегодня мы вам расскажем о том, как на уровне технологий начала XX века, инженеры попытались создать оружие середины, а то и конца, столетия.
Итак, приступим...
Первая Мировая война подходила к концу. Силы Антанты с трудом "прогрызали" немецкую оборону, продвигаясь медленно, но неуклонно к востоку.
Но Германия продолжала сопротивляться, напрягая последние силы. На этом этапе военного конфликта появилась необходимость наносить удары в глубь вражеской территории с целью нарушить коммуникации, уничтожить промышленные объекты или просто посеять панику.
Немцы сделали ставку на "трубу кайзера Вильгельма". О ней можно почитать тут.
Но был и более "экзотичный" проект! Американские военные замахнулись на прообраз крылатой ракеты с автопилотом!
В 1917 году американский инженер Чарльз Кеттеринг получил официальный заказ от вооруженных сил США на постройку "летающей бомбы".
В кратчайший строк был построен опытный образец, над которым работала команда из трех человек: Чарльз Кеттеринг отвечал за общую концепцию, Элмер Сперри разрабатывал устройство автопилотирования, а знаменитый Орвил Райт давал советы по аэродинамической схеме.
Аппарат получился простым и дешевым.
Корпус делался из древесины. К нему крепилась два крыла по схеме биплан, концы которых немного приподнимались вверх (это должно было обеспечивать стабильность полета).
Двигатель в 40 л.с. приводил в движение пропеллер, а также через генератор питал электричеством бортовую аппаратуру.
"Воздушную торпеду" на курсе должны были удерживать электрический гироскоп, совмещенный с пневматическим автопилотом, который управлял вертикальными и горизонтальными рулями. Высота полета устанавливалась заранее с помощью барометрического альтиметра.
Для запуска "летающей бомбы" служили рельсовые направляющие и специальная тележка, которая сбрасывалась после взлета.
В полете аппарат набирал заданную высоту и с помощью автопилота, соединенного с гироскопом, поддерживал курс. Специальное устройство подсчитывало количество оборотов пропеллера (значение с различными поправками задавалось техниками перед полетом) и, если оно сравнивалось с "заложенными" данными, система отключала двигатель, отбрасывала крылья и переходила в "режим" свободного падения. В результате, на цель падал корпус, начиненный 80 килограммами взрывчатки. Создателями предполагалось, что "воздушная торпеда" в состоянии преодолеть расстояние в 120 километров со средней скоростью 80 км/ч.
Это в теории. а что же на практике?
Первый полет "летающей бомбы" был намечен на 2 октября 1918 года. В этот день аппарат, после тщательных проверок и перепроверок, подготовили к полету и запустили. Машина, затарахтев 40-сильным двигателем, взлетела, но потом потеряла устойчивость, завалилась на крыло и рухнула в поле. В результате аварии никто не пострадал.
4 октября состоялся второй полет. Его можно было назвать успешным - "воздушная торпеда" оторвалась от земли, какое-то время пролетела по прямой, но затем стала описывать круги над летным полем. Так продолжалось около 45 минут, после чего, исчерпав запас топлива, "торпеда" жестко приземлилась.
Военные были в восторге - они заказали установочную партию. С их помощью, американские генералы планировали бомбить немецкие города. Машина получила новое название - "Жук", так как планировалось массированно запускать их в небеса, создавая эффект "нашествия саранчи".
Успели построить первую партию "жуков". Из 45 аппаратов примерно половина (24 штуки) приняла "участие" в испытательных полетах (кстати, следует отметить, что только в 7 случаях полеты были признаны удачными). Но вот незадача, именно когда военные всё же решились взять новинку на вооружение, Первая Мировая война подошла к концу. И полчища "жуков" оказались никому не нужны. В 1920 году программа "воздушных торпед" была окончательно свернута.
В заключении, зададимся вопросом - а что было бы, если война продолжилась и американцы пустили в ход стаи "жуков"?
Если бы такое случилось, Германия вряд ли оказалась способна отразить налеты "летающих бомб". Зенитная артиллерия только нарождалась, а для истребителей имелись и другие, более приоритетные цели, нежели, чем небольшие беспилотные аэропланы. Тем более, их планировали применять ночью, когда истребительная авиация бездействовала.
Но, с другой стороны, конструкция "воздушной торпеды" была настолько недоработанной и "сырой", что большинство аппаратов просто бы не достигло целей, а те которые смогли бы это сделать, не смогли бы причинить существенных разрушений из-за низкой точности. Разве только, вызвали бы панику у населения.
И только через 50 лет, американцы создадут полноценную "воздушную торпеду", которая окажется более или менее эффективным оружием. Это будет ракета BGM-109, широко известная, под названием "Томагавк", принятая на вооружение в 1983 году.
Ниже, для наиболее искушенных читателей, приведены некоторые показатели для сравнения.
"Жук" 1918 год.
Вес: 263 кг.
Скорость: 80 км/ч.
Дальность: 120-122 километров.
Количество взрывчатого вещества: 80-82 кг. ВВ.
Точность: ???
Стоимость одной единицы: 400 долларов США.
"Томагавк" 1983 год.
Вес: 1180 - 1450 кг.
Скорость: 880 км/ч.
Дальность: 2500 километров.
Количество взрывчатого вещества: 450 кг. ВВ.
Точность: до 80 метров.
Стоимость одной единицы: 1.450.000 долларов США.
Да, и напоследок! Немцы, против которых американцы планировали применять армады беспилотных самолетов на исходе Первой Мировой, решили позаимствовать идею. Она воплотиться в пресловутых самолето-снарядах ФАУ-1, с помощью которых Германия терроризировала британцев.
Американцев спас лишь тот факт, что их страна оказалась за пределами радиуса действия этих "воздушных торпед"...