Найти в Дзене
Окопная Правда

Ретрофутуризм

Что за странное слово вынесено в заглавие этой статьи? - удивленно спросит иной читатель. Тогда мы поведаем небольшую историю и всё станет ясно. Термин ретрофутуризм можно отнести к подвиду фантастики (в жанре литературы, графики, кинематографа и т.д.), которая описывает мир будущего, основанный на технологиях прошлого, уже вышедших из употребления. Так вот, сегодня мы вам расскажем о том, как на уровне технологий начала XX века, инженеры попытались создать оружие середины, а то и конца, столетия. Итак, приступим... Первая Мировая война подходила к концу. Силы Антанты с трудом "прогрызали" немецкую оборону, продвигаясь медленно, но неуклонно к востоку. Но Германия продолжала сопротивляться, напрягая последние силы. На этом этапе военного конфликта появилась необходимость наносить удары в глубь вражеской территории с целью нарушить коммуникации, уничтожить промышленные объекты или просто посеять панику. Немцы сделали ставку на "трубу кайзера Вильгельма". О ней можно почитать тут. Но б
Оглавление

Что за странное слово вынесено в заглавие этой статьи? - удивленно спросит иной читатель.

Тогда мы поведаем небольшую историю и всё станет ясно.

Термин ретрофутуризм можно отнести к подвиду фантастики (в жанре литературы, графики, кинематографа и т.д.), которая описывает мир будущего, основанный на технологиях прошлого, уже вышедших из употребления.

Серия открыток "Германия в XXI веке". На картинке представлен "тучеразгонитель на паровой тяге".
Серия открыток "Германия в XXI веке". На картинке представлен "тучеразгонитель на паровой тяге".

Так вот, сегодня мы вам расскажем о том, как на уровне технологий начала XX века, инженеры попытались создать оружие середины, а то и конца, столетия.

Итак, приступим...

Первая Мировая война подходила к концу. Силы Антанты с трудом "прогрызали" немецкую оборону, продвигаясь медленно, но неуклонно к востоку.

Британские солдаты в окопах. Отдых перед очередным наступлением.
Британские солдаты в окопах. Отдых перед очередным наступлением.

Но Германия продолжала сопротивляться, напрягая последние силы. На этом этапе военного конфликта появилась необходимость наносить удары в глубь вражеской территории с целью нарушить коммуникации, уничтожить промышленные объекты или просто посеять панику.

Промышленный комплекс в Германии. Большие геометрические размеры делали заводы хорошими мишенями для огня противника. Но не было оружия способного поразить даже такой большой объект на расстоянии в 100-200 км от линии фронта.
Промышленный комплекс в Германии. Большие геометрические размеры делали заводы хорошими мишенями для огня противника. Но не было оружия способного поразить даже такой большой объект на расстоянии в 100-200 км от линии фронта.

Немцы сделали ставку на "трубу кайзера Вильгельма". О ней можно почитать тут.

Но был и более "экзотичный" проект! Американские военные замахнулись на прообраз крылатой ракеты с автопилотом!

В 1917 году американский инженер Чарльз Кеттеринг получил официальный заказ от вооруженных сил США на постройку "летающей бомбы".

Чарльз Кеттеринг демонстрирует электростартер.
Чарльз Кеттеринг демонстрирует электростартер.

В кратчайший строк был построен опытный образец, над которым работала команда из трех человек: Чарльз Кеттеринг отвечал за общую концепцию, Элмер Сперри разрабатывал устройство автопилотирования, а знаменитый Орвил Райт давал советы по аэродинамической схеме.

Элмер Сперри.
Элмер Сперри.
Орвилл Райт.
Орвилл Райт.

Аппарат получился простым и дешевым.

Корпус делался из древесины. К нему крепилась два крыла по схеме биплан, концы которых немного приподнимались вверх (это должно было обеспечивать стабильность полета).

Чертеж "воздушной торпеды". Вид спереди.
Чертеж "воздушной торпеды". Вид спереди.

Двигатель в 40 л.с. приводил в движение пропеллер, а также через генератор питал электричеством бортовую аппаратуру.

Чертеж "воздушной торпеды". Вид сбоку.
Чертеж "воздушной торпеды". Вид сбоку.

"Воздушную торпеду" на курсе должны были удерживать электрический гироскоп, совмещенный с пневматическим автопилотом, который управлял вертикальными и горизонтальными рулями. Высота полета устанавливалась заранее с помощью барометрического альтиметра.

Французский альтиметр (высотомер), который применялся на аэростатах. 1910-е годы.
Французский альтиметр (высотомер), который применялся на аэростатах. 1910-е годы.

Для запуска "летающей бомбы" служили рельсовые направляющие и специальная тележка, которая сбрасывалась после взлета.

На этой фотографии хорошо видно устройство взлетной тележки.
На этой фотографии хорошо видно устройство взлетной тележки.

В полете аппарат набирал заданную высоту и с помощью автопилота, соединенного с гироскопом, поддерживал курс. Специальное устройство подсчитывало количество оборотов пропеллера (значение с различными поправками задавалось техниками перед полетом) и, если оно сравнивалось с "заложенными" данными, система отключала двигатель, отбрасывала крылья и переходила в "режим" свободного падения. В результате, на цель падал корпус, начиненный 80 килограммами взрывчатки. Создателями предполагалось, что "воздушная торпеда" в состоянии преодолеть расстояние в 120 километров со средней скоростью 80 км/ч.

Это в теории. а что же на практике?

Подготовка "воздушной торпеды" к полету. Двигатель уже запущен.
Подготовка "воздушной торпеды" к полету. Двигатель уже запущен.

Первый полет "летающей бомбы" был намечен на 2 октября 1918 года. В этот день аппарат, после тщательных проверок и перепроверок, подготовили к полету и запустили. Машина, затарахтев 40-сильным двигателем, взлетела, но потом потеряла устойчивость, завалилась на крыло и рухнула в поле. В результате аварии никто не пострадал.

4 октября состоялся второй полет. Его можно было назвать успешным - "воздушная торпеда" оторвалась от земли, какое-то время пролетела по прямой, но затем стала описывать круги над летным полем. Так продолжалось около 45 минут, после чего, исчерпав запас топлива, "торпеда" жестко приземлилась.

Военные были в восторге - они заказали установочную партию. С их помощью, американские генералы планировали бомбить немецкие города. Машина получила новое название - "Жук", так как планировалось массированно запускать их в небеса, создавая эффект "нашествия саранчи".

Реплика "воздушной торпеды" Ч. Кеттеринга в музее авиации США.
Реплика "воздушной торпеды" Ч. Кеттеринга в музее авиации США.
Реплика "воздушной торпеды" Ч. Кеттеринга в музее авиации США. Вид сбоку. Хорошо видны выступающие из носовой части элементы двигателя.
Реплика "воздушной торпеды" Ч. Кеттеринга в музее авиации США. Вид сбоку. Хорошо видны выступающие из носовой части элементы двигателя.

Успели построить первую партию "жуков". Из 45 аппаратов примерно половина (24 штуки) приняла "участие" в испытательных полетах (кстати, следует отметить, что только в 7 случаях полеты были признаны удачными). Но вот незадача, именно когда военные всё же решились взять новинку на вооружение, Первая Мировая война подошла к концу. И полчища "жуков" оказались никому не нужны. В 1920 году программа "воздушных торпед" была окончательно свернута.

В заключении, зададимся вопросом - а что было бы, если война продолжилась и американцы пустили в ход стаи "жуков"?

Если бы такое случилось, Германия вряд ли оказалась способна отразить налеты "летающих бомб". Зенитная артиллерия только нарождалась, а для истребителей имелись и другие, более приоритетные цели, нежели, чем небольшие беспилотные аэропланы. Тем более, их планировали применять ночью, когда истребительная авиация бездействовала.

Но, с другой стороны, конструкция "воздушной торпеды" была настолько недоработанной и "сырой", что большинство аппаратов просто бы не достигло целей, а те которые смогли бы это сделать, не смогли бы причинить существенных разрушений из-за низкой точности. Разве только, вызвали бы панику у населения.

И только через 50 лет, американцы создадут полноценную "воздушную торпеду", которая окажется более или менее эффективным оружием. Это будет ракета BGM-109, широко известная, под названием "Томагавк", принятая на вооружение в 1983 году.

Крылатая ракет BGM-109 "Томагавк", разрабатывалась с 1972 года в течение почти 10 лет.
Крылатая ракет BGM-109 "Томагавк", разрабатывалась с 1972 года в течение почти 10 лет.

Ниже, для наиболее искушенных читателей, приведены некоторые показатели для сравнения.

"Жук" 1918 год.

Вес: 263 кг.

Скорость: 80 км/ч.

Дальность: 120-122 километров.

Количество взрывчатого вещества: 80-82 кг. ВВ.

Точность: ???

Стоимость одной единицы: 400 долларов США.

"Томагавк" 1983 год.

Вес: 1180 - 1450 кг.

Скорость: 880 км/ч.

Дальность: 2500 километров.

Количество взрывчатого вещества: 450 кг. ВВ.

Точность: до 80 метров.

Стоимость одной единицы: 1.450.000 долларов США.

Да, и напоследок! Немцы, против которых американцы планировали применять армады беспилотных самолетов на исходе Первой Мировой, решили позаимствовать идею. Она воплотиться в пресловутых самолето-снарядах ФАУ-1, с помощью которых Германия терроризировала британцев.

Летающая реплика самолето-снаряда ФАУ-1. Оригинал представлял собой дальнейшее развитие идеи "летающих бомб" на уровне технологий 40-х годов.
Летающая реплика самолето-снаряда ФАУ-1. Оригинал представлял собой дальнейшее развитие идеи "летающих бомб" на уровне технологий 40-х годов.

Американцев спас лишь тот факт, что их страна оказалась за пределами радиуса действия этих "воздушных торпед"...


Народ, пока это всё! С Вами была Окопная правда!
Народ, пока это всё! С Вами была Окопная правда!