Откуда в часовне в маленьком городке во французской глубинке взялись Чужой и Гизмо (и не только)
Городок Сен-Жан-де-Буазо находится в 13 километрах к западу от Нанта, на землях исторической Бретани - хотя административно он сейчас относится к другому региону. Очень тихое, спокойное место, всех достопримечательностей - часовня XV века в стиле "пламенеющей готики".
Часовня была построена рядом со священным источником, где друиды когда-то праздновали Белтайн. Как и положено в готической архитектуре, фасад был украшен фигурами химер - все они были разрушены в XIX веке. Остался один рисунок, где можно увидеть, что какие-то химеры были, да заметка археологического общества конца XIX века, где кратко говорилось, что на шпицах были фигуры монстров, зверей и химер. С этим-то и пришлось работать реставраторам конца XX века.
Воссоздание 28 химер было поручено скульптору-каменщику Жану-Луи Буастелю. Он подошел к задаче с несколько неожиданной стороны.
Средневековые химеры - это ведь не чистая фантазия каменщиков. Это существа из средневековых бестиариев - собраний фантастических и не очень зверей. Буастель решил последовать не букве, а духу работы своих средневековых коллег и использовать существ в том числе из современных бестиариев, так сказать - и так, чтобы новые химеры были понятными и узнаваемыми не только для эрудитов.
Современная фантастика была только одним из источников образов для проекта Буастеля. Его проект предполагал использование очень разных образов - начиная с традиционных христианских и мифологических. Например, один из шпицев должен был быть украшен фигурами ангела, льва, быка и орла (символами четырех евангелистов), а среди фигур для других шпицев планировались фигуры вепря, кентавра, друида, рыцаря-тамплиера и Анку (персонификации смерти в бретонском фольклоре).
Разумеется, проект Буастеля показался большинству жителей Сен-Жан-де-Буазо слишком странным (мягко говоря), и разумеется, он был с восторгом встречен местной молодежью. Ксеноморфы и гремлины на старой часовне, круто! В конечном итоге проект был принят, и Буастель принялся за работу.
И вот что получилось.
Когда пишут о Вифлеемской часовне, обычно акцентируют внимание на Гизмо и Чужом - понятно, они самые узнаваемые и имеют больше шансов привлечь внимание общественности (и трафик на сайт!). Но, как видим, если посмотреть чуть внимательнее, то эта реставрация оказывается гораздо глубже и интереснее, чем просто использование популярных образов из кино. Современный реставратор соединяет в одном проекте старые и новые образы, персонажей местного фольклора и культовых фильмов. Так прошлое встречается с настоящим, а новые персонажи вливаются в компанию традиционных. И архитектура и искусство прошлого становятся ближе к нам.
___________________________
А еще один Чужой обитает в одном шотландском аббатстве - вот его история