Найти тему

Максуд Ибрагимбеков, который останется с нами

В советское время повышенное внимание уделялось литературе союзных республик. Благодаря этому появилась целая плеяда писателей, которые, несмотря на их национальную принадлежность, стали неотъемлемой частью русской литературы, ведь писали они в основном на русском языке. Это и Чингиз Айтматов, и Фазиль Искандер, и Нодар Думбадзе, и Иван Шамякин. В этом же ряду стоит и имя Максуда Ибрагимбекова, который всю жизнь писал о родном Азербайджане на русском языке, при этом в полной мере оставаясь сыном своего народа.

Ибрагимбеков – автор многих известных произведений, среди которых «Кто поедет в Трускавец?», «И не было лучше брата», «История с благополучным концом» и других. Они издавались миллионными тиражами в разных странах, печатались в лучших советских журналах и выходили отдельными книгами. Кроме того, Ибрагимбеков написал несколько пьес и киносценариев. Спектакли по его пьесам шли во многих театрах СССР, а фильмы, созданные по его сценариям, получали призы на всесоюзных и международных фестивалях.

Максуд Ибрагимбеков (1935-2016)
Максуд Ибрагимбеков (1935-2016)

Писатель принадлежал к поколению «шестидесятников». Его детство и юность выпали на военное и послевоенное время. Для мальчишки этих лет главной целью было – стать настоящим мужчиной, достойным славы отцов-победителей. То есть быть смелым, честным, приходить на помощь тем, кто в ней нуждается, никогда не предавать. Максуд с раннего детства соблюдал этот негласный кодекс чести. Тогда же сформировался его характер. В то время все было общим, а в азербайджанских дворах чаще говорили на русском языке, а не на своем родном. Да и Баку того времени – это некий полуфантастический город, конкурировать с которым по атмосфере праздника могла, пожалуй, лишь Одесса.

Родной брат Максуда Рустам Ибрагимбеков, тоже впоследствии ставший известным писателем, вспоминал, что в их бакинском дворе бок о бок жили азербайджанские, армянские и еврейские семьи, при этом национальность многих своих соседей Рустам узнал гораздо позднее – это попросту не интересовало людей, они не задавались национальным вопросом.

В семье Ибрагимбековых ценили литературу. По воспоминаниям того же Рустама, все свободное время их отец, который был учителем географии, лежал на диване и читал. При этом он большей частью читал какую-то специальную литературу или периодические издания, в то время как любимыми мамиными книгами были классика и приключения – тот минимум, благодаря которому формируется подростковый литературный вкус. Свою любовь к чтению мать пыталась передать сыновьям, и у нее это получилось.

Максуд Ибрагимбеков сначала учился в Азербайджанском Государственном Политехническом институте (строительный факультет), а по его окончании, в 1962 году, поступил сначала на Высшие сценарные курсы, а в 1971 году на Высшие режиссерские курсы. Затем под влиянием брата этот же путь прошел и Рустам.

Про Максуда Ибрагимбекова до сих пор ходят легенды. Обладая горячим нравом, он легко мог затеять драку, особенно, если дело касалось оскорбления чести и достоинства, мог высказать в лицо чиновникам все, что о них думает, мог открыто пойти на конфликт. Как, например, в случае с Агентством по авторским правам, когда Ибрагимбеков стал платить партвзносы с… карточных выигрышей (!) в отместку за то, что организация отбирала у писателей более 90 % гонораров за книги, изданные за рубежом! При этом писатель признавался, что делал все это «для увеселения души».

«Несмотря на периодически возникающие неприятности, жизнь – это все-таки большое удовольствие. Вы согласны? Само занятие – жить – это удовольствие! К сожалению, многие люди не чувствуют этого...», – говорил Максуд Ибрагимбеков в одном из интервью.

До самых последних дней он и оставался таким – веселым, неунывающим эпикурейцем, неисправимым оптимистом, верным другом. Скончался он в марте 2016 года.

Максуд Ибрагимбеков в основном писал для взрослых. Но несколько его подростковых повестей попали в золотой фонд литературы для детей, в том числе повесть «За все хорошее – смерть», которая вышла в нашей серии «Куда уходит детство».

Илл. Петра Высоцкого. Серия "Куда уходит детство"
Илл. Петра Высоцкого. Серия "Куда уходит детство"

Герои повести – три мальчика и девочка – возвращаясь со школьной экскурсии, отправляются пешком через горы. В горах их застигает разыгравшаяся стихия, и идти вперед нет никакой возможности. В то же время стоять на месте тоже нельзя: они замерзнут и погибнут. Ребята находят спасительную расщелину, в которой собираются переждать непогоду. Они оказываются в большой пещере и, как позже выясняется, непростой – раньше здесь располагался штаб немецкого командования, и он сохранился со времен войны в неизменном виде. Ребята находят скелеты немецких солдат, документы, оружие, технику, но что делать с этими находками, подростки не знают. Ведь выход завалило, и выйти из пещеры теперь невозможно…

Автор показывает нам юных героев в экстремальной ситуации. Под гнетом опасности меняется их поведение, открываются далеко не лучшие стороны характеров. Здесь уже нет борьбы за лидерство, здесь нет ничего наносного, перед лицом опасности все равны. В сторону ушли насмешки и издевательства друг над другом: слабые и сильные поменялись местами. И если так страшно подросткам столкнуться с опасностью в мирное время, то каково же было их сверстникам во время войны?.. Автор ставит неудобные вопросы и ищет на них ответы…

Еще одна повесть – «Пусть он останется с нами» – вышла в нашей серии «Читаем всей семьей». Ее главный герой – одиннадцатилетний мальчик, который рано остался без матери и теперь живет вместе с отцом и бабушкой. Отец очень занят на работе, на сына у него почти не остается времени, что, в свою очередь, расстраивает и обижает подростка. Мальчик совершает побег из дома и случайным образом встречает льва, сбежавшего из цирка. Эта встреча станет для героя судьбоносной…

Илл.  Анны Власовой . Серия "Читаем всей семьёй"
Илл. Анны Власовой . Серия "Читаем всей семьёй"

«Ибрагимбеков обладает значительным писательским дарованием. В неторопливой манере повествуя о необычных и повседневных событиях, он раскрывает характеры своих персонажей и глубоко проникает в их душевный мир», – так написал о творческом методе писателя немецкий славист Вольфганг Казак. Добавить к этому нечего. Ибрагимбеков был и остается тонким психологом, знатоком жизни, непревзойденным мастером слова, талантливым писателем. Таким он нам запомнится. Таким он останется с нами.

-4