Найти тему
alex kostin

Не бойтесь летать. Турбулентность.

Не бойтесь летать. Турбулентность.

Большинство пассажиров испытывают неприятные ощущения во время полета в самолете из-за внезапной тряски, ощущения свободного падения или наблюдения за изгибающимся крылом. На любое воздушное судно, находящееся в воздухе влияют много различных факторов - движутся разнонаправленные воздушные потоки и струйные течения. Их скорость иногда может достигать 350 км/час. Образуются зоны разного атмосферного давления. Воздушные массы сменяются другими, возникают метеорологические фронты - от холодного, тёплого до смешанного.

Все вышеперечисленные факторы – это естественное явление называют турбулентностью.

В небе невозможно заметить ямы и ухабы как на обычных дорогах, но на самом деле оно тоже совсем не однородно.

Некоторые пассажиры даже впадают в панику, когда воздушное судно начинает «кидать» из стороны в сторону, то есть появляется явление, которое в авиации называется турбулентность.

Ежедневно в атмосфере нашей планеты меняется влажность, температура и давление. Обычно с ростом эти параметры должны уменьшаться, но бывает и наоборот. Направление и сила ветра тоже постоянно меняются. Иногда можно видеть, как облака на разных высотах движутся в разные стороны.

Данные явления делают атмосферу или стабильной или нестабильной. Создаются условия для появления разных погодных явлений, в том числе и турбулентности.

Так выглядит погодный радар на крупном воздушном судне. При нахождении воздушного судна в зеленой зоне – все в порядке можно продолжать движение. Желтый цвет – повод задуматься лететь в данную зону, быть на стороже, возможна турбулентность. Красный цвет – находится воздушному в данной зоне опасно. Темно-фиолетовый цвет – очень опасно, попадать в данную зону строго запрещено.

Пилоты заведомо знают о возможной турбулентности на маршруте из метеорологических карт и сводок погоды, которые они обязаны проверять перед каждым вылетом. В случае если уже в полёте появилась турбулентность, где в картах она не была отмечена, то пилоты обязаны сообщить об этом диспетчеру. Диспетчер в свою очередь предупреждает другие воздушные суда, которые могут войти в данный сектор.

Причины турбулентности

Кучевые и особенно кучевые-дождевые являются потенциально турбулентными за счёт сильных восходящих и нисходящих потоков, образующихся в них. Также турбулентными являются и слоисто-кучевые облака. Во время гроз воздух переполнен грозовыми кучевыми и кучево-дождевыми облаками.

Но далеко не все облака потенциально турбулентны. В отличие от слоисто-кучевых облаков, в которых как внутри так и рядом с которыми может быть турбулентность, низкие слоистые сплошные облака обычно спокойные.

Но тряска не всегда бывает из-за одних только облаков. Есть ещё такое понятие как турбулентность ясного неба, когда в воздухе нет ни одного облака и солнечно, а атмосфера может быть нестабильной. Воздушное судно неожиданно начинает «болтать» и «трясти».

Турбулентность часто бывает в горной местности, и чем ближе к горам, тем значительнее.

Так же имеют место быть восходящие потоки в тёплое время года, которые образуются от нагрева поверхности земли, называемыми «термические потоки». Именно поэтому в теплое время года (весной, летом, осенью) даже если погода ясная воздушное судно при посадке может довольно сильно «трясти». Это происходит именно из-за восходящих потоков при пролёте разной по высоте поверхности (из-за разного прогрева поверхности). К примеру турбулентность ясного неба бывает когда гористая местность меняется долиной или при пролете с моря на сушу и наоборот.

Есть ещё так называемая «искусственная турбулентность» – это когда воздушное судно случайно попадёт в струю впереди летящего или взлетающего самолёта. Это очень опасно для воздушного судна, но на практике встречается крайне редко, так как диспетчеры обеспечивают информацией о местонахождении борта, а лётчики соблюдают безопасную дистанцию между воздушными судами как при взлётах/посадках, так и на других этапах полёта.

Подобные ситуации обязательно многократно прорабатываются на тренажёрах, чтобы пилоты знали, как действовать и были подготовлены к таким неожиданностям.

Самолет может трясти, когда он летим с выпущенными интерцепторами (по простому – воздушными тормозами), если надо погасить скорость и снизиться. Интерцепторы - это пластины на верхней поверхности крыла, которые поднимаются вертикально вверх при их выпуске.

В полете пилоты сталкиваются со множеством абсолютно естественных причин «болтанки» воздушного судна и не переживают особо об этом.

В современной авиации турбулентность делят на три категории по интенсивности:

· Слабая турбулентность - может доставлять небольшой дискомфорт от небольшой тряски. Такая турбулентность абсолютно безопасна и каким образом не влияет на полет.

· Средняя турбулентность - более дискомфортная. Во время такой турбулентности не возможно спокойно отдохнуть, при приёме пищи можно попасть ложкой мимо рта, вода в стакане может расплескаться. Передвигаться по салону становится трудно: походка напоминает нетрезвого человека, можно обо что-нибудь удариться, получить легкую травму. Вспомните как бывает сложно удержаться стоя в метро при резких поворотах и торможениях – очень похожие ощущения. При средней турбулентности пилоты включают сигнал «пристегнуть ремни». Так же есть указание, что при данной турбулентности бортпроводники во избежание травм должны сесть на свои места и пристегнуться.

· Сильная турбулентность – та категория турбулентности, которую можно считать реально опасной, так как есть вероятность потери управления воздушным лайнером.

Задача пилотов не просто сидеть за штурвалом и нажимать кнопку «автопилот», а делать всё возможное, чтобы воздушное судно никогда не оказалось в зоне с сильной турбулентностью (красный и темно-фиолетовый цвет на погодном радаре)

Конечно же просто так сильная турбулентность сама по себе не появляется. Для её возникновения нужны соответствующие условия. Часто она появляется в зоне действия гроз и скопления грозовых кучево-дождевых облаков. Пилоты это предвидят, изучая метеокарты и ориентируясь по погодному радару. Они всегда обходят подобные зоны в полете, если возможно. А если невозможно, то уходят на запасные аэродромы. Ко всему прочему, есть ограничения, которые гласят на каком удалении безопасно обходить опасные сектора, как по горизонту, так и по высоте.

Бывают редкие случаи, когда по каким-то причинам всё же воздушное судно случайно попадает в зону с сильной турбулентностью. Тогда пилоты обязаны незамедлительно вылететь оттуда, даже если понадобится для этого развернуться и повернуть назад.

Обычно то, что ощущают пассажиры в полёте – это и есть слабая или средняя турбулентность. За редким исключением можно почувствовать турбулентность сильной интенсивности.

Практически любое современное воздушное судно рассчитано на то, чтобы выдержать турбулентность сильной интенсивности без последствий для планера и двигателей.

Если провести параллели с автомобилем, едущем по плохой дороге с ухабами, ямами и рытвинами, то чтобы сильно не трясло водитель снижает скорость почти до полной остановки.

Скорость воздушного судна до полной остановки не снизить, так как скорость это одна из главных составляющих подъёмной силы. У каждого планера есть минимальная скорость, по достижению которой самолет может сорваться в пике, поэтому пилоты поддерживают высокую скорость. И даже уменьшение скорости в воздухе сильно не спасёт от турбулентности, так как процессы, которые проходят в атмосфере намного более сложны, чем ямы и ухабы на дороге.

Чем больше и тяжелее воздушное судно, тем меньше будет ощущаться турбулентность. И как следствие маленькие и лёгкие воздушные суда более подвержены влиянию турбулентности.

Турбулентность - это естественное явление в авиации и полностью избежать дискомфорта пассажиров от неё не возможно.

Поэтому, летая пассажиром и находясь на своих местах, всегда пристёгивайтесь ремнями безопасности. Пилоты в течение всего полета пристёгнуты ремнями безопасности. Лишний раз по салону лучше не разгуливать, а только при необходимости. И не переживайте, когда имеется «болтанка» и когда самолет резко меняет скорость набора высоты и вы ощущаете на мгновение «свободное падение». Всё это нормально для полёта.