Найти тему
Newbie

Взгляд на демократию 30 лет назад: "Что есть демократия?" Т.Карл и Ф. Шмиттера

Терри Линн Карл - американский политолог, 
профессор Стэнфордского университета
Терри Линн Карл - американский политолог, профессор Стэнфордского университета
Филипп Шмиттер - американский политолог, лауреат премии Юхана Шютте в политических науках
Филипп Шмиттер - американский политолог, лауреат премии Юхана Шютте в политических науках

В данной статье мы рассмотрим работу "Что есть демократия?" двух известных политологов - Т. Карл и Ф. Шмиттера. Несмотря на столь длительный срок, прошедший с момента публикации, многие тезисы исследователей сохраняют актуальность.

Как отмечают Т. Карл и Ф. Шмиттер, хорошо это или плохо, "демократия" остается ключевым понятием в политике. Кроме того, само понятие "демократия" не сводится к некоему единственно возможному набору институтов, так как ее конкретный характер зависит от социально-экономических условий, традиционной структуры государства и принятой политической практики.

Исследователи дают следующее определение современной на тот период времени политической демократии - это "система управления, при которой власти отвечают перед гражданами за свои действия в общественной сфере, а граждане реализуют свои интересы через конкуренцию и взаимодействие своих выборных представителей.
Как и любая другая система, демократия зависит от носителей власти - людей, играющих особую роль в управлении и наделённых по закону распорядительной функцией. Нормы, определяющие легитимные способы прихода к власти и ответственность управляющих за свои решения, отличают демократическую систему от недемократической".

Каковы же основные элементы демократии? Т. Карл и Ф. Шмиттер указывают несколько элементов:

1) полноправие граждан - ключевой элемент демократии;
2) состязательность;
3) власть большинства как общепризнанный показатель демократии;
4) демократические свободы.

Отдельно необходимо выделить такие критерии, как регулярные выборы и ограничения, связанные с "властью большинства". Как отмечают политологи, "расхожее определение демократии сводит ее к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчете голосов. Это заблуждение называют "электорализмом" - верой в то, что выборы сами по себе способны направить политическую активность в русло мирного соревнования между элитами и легитимно наделить победителей законодательной властью от имени общества. При этом игнорируются как методика подсчета голосов, так и другие способы манипуляций или давления со стороны победителей выборов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями".

Отдельная проблема возникает с принципом "власти большинства": "Что, если законно избранное большинство (особенно стабильное и самовоспроизводящееся) регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств ".

Следующий вопрос, важный при изучении демократии, - каковы условия, принципы и процедуры ее функционирования? По мнению Т. Карла и Ф. Шмиттера, "для демократического развития необходимо соблюдение определённых процедурных норм и уважение гражданских прав. Всякое неправовое общество - общество, не ограничивающее себя подобными нормами, не соблюдающее таких процедур, - не может быть признано демократическим".

В качестве основ функционирования демократии исследователи приводят 7 условий, сформулированных известным политологом Р. Далем при анализе своей концепции "полиархии" (близко к понятию "демократия"), а также добавляют к ним еще несколько условий:

  • Контроль за решениями правительства конституция возлагает на выборных официальных лиц.
  • Эти официальные лица периодически избираются в ходе честно проводимых выборов, исключающих по возможности всякое принуждение.
  • Практически всё взрослое население имеет право выбирать официальных лиц.
  • Практически всё взрослое население имеет право претендовать на выборные должности.
  • Граждане имеют право выражать свое мнение, не опасаясь серьезного преследования по политическим мотивам.
  • Граждане имеют право получать информацию из альтернативных источников. Альтернативные источники информации находятся под защитой закона.
  • Граждане имеют право создавать относительно независимые ассоциации и организации, включая политические партии и группировки по интересам.

Для большинства теоретиков эти семь условий исчерпывают всю сущность демократии, однако Т. Карл и Ф. Шмиттер предлагают добавить еще два:

  • Избранные народом официальные лица должны иметь возможность осуществлять свои конституционные полномочия, не подвергаясь противодействию (даже неформальному) со стороны невыборных официальных лиц.
  • Государство должно быть суверенным и действовать независимо от политических систем более высокого уровня.

По мнению исследователей, "перечисление условий и процедурных норм позволяет определить, что такое демократия. Но оно ничего не говорит о том, как реально функционирует демократическая система правления. <...> В демократическом обществе представительная власть должна хотя бы неформально постановить, что группа, победившая на выборах или добившаяся большего политического влияния, не станет использовать свое временное превосходство для того, чтобы в будущем отстранять проигравших от выборных постов и блокировать их влияние. Проигравшие же, сохраняя возможность конкурировать, будут уважать право победителей выносить обязательные решения" (данная трактовка близка к определению демократии А. Пшеворским).

В завершение Т. Карл и Ф. Шмиттер пишут о том, чем не является демократия:

1) экономически демократия не всегда эффективнее других форм правления. Темпы роста экономики в целом, сбережений и капиталовложений в демократических странах не обязательно будут выше, чем в недемократических;
2) демократические режимы не обязательно эффективны в административном плане. Решения могут приниматься и менее оперативно, чем при других режимах, приходится считаться с большим числом участников общественной жизни;
3) демократические режимы навряд ли окажутся более упорядоченными, едиными, стабильными и управляемыми, чем их автократические предшественники. Отчасти это плата за демократические свободы, с другой стороны - отражение недовольства новыми правилами и государственными структурами;
4) демократические режимы создают по сравнению с автократическими более открытые общества, что не обязательно подразумевает, однако, более открытую экономику. Многие из ведущих демократических стран пришли к протекционизму и закрытию границ, в значительной мере опираясь на общественные структуры в стимулировании экономического развития.

Безусловно, статья политологов Т. Карла и Ф. Шмиттера не отражает все многообразие видов и моделей демократии, однако позволяет расширить знания о ключевых характеристиках данной формы правления. В связи с этим многие тезисы сохраняют свою актуальность и по сей день.