Найти тему
Александр Басов

Уксус для демократии

"Театральные деньги - клей демократии!" - заявил как-то афинский либерал Демад, приложивший немало усилий для того, чтобы афинскую демократию сначала положить под Македонское внешнее управление, а потом, когда оно скоропостижно гикнулось, не допустить ее возрождения, для чего Демад, кроме прочего, продавил высшую меру последнему подлинному демократу Демосфену.
Теорикон - пособие гражданам Афин на билеты в театр было введено при Перикле.
Господдержку культуры полис осуществлял не напрямую, раздавая гранты на конкурсной основе поэтам и постановщикам (будь это так до нас дошли бы не шедевры Эсхила, Софокла, Еврипида и либерала Аристофана, а позорная макулатура), а через карманы публики.
Нечто подобное я наблюдал на Уральском фестивале.
И знаете, что удивительно? Пустых залов не было! Прямо как при Перикле.
Но античный Минкульт вовсе не ограничивался ролью собеса.
Так один из первых трагиков Фриних вынес на суд публики (без господдержки) трагедию "Падение Милета".
Тема была самая, что ни на есть патриотическая, государственническая и идеологически безупречная: героический подвиг греков-милетцев до последнего оборонявших город от персов, несмотря на предложения персидских виз, инвестиций, свободы вероисповедания и даже сохранения греческого языка, как регионального.
На публику спектакль произвел сильное впечатление.
Настолько сильное, что некоторые из зрителей разрыдались, а затем подали на автора в суд, который его оштрафовал.
За отсутствие катарсиса.
То есть, был создан прецедент запрещения чернухи.
Потому что трагедия без катарсиса льет воду на мельницы врагов демократии.
Отдавая теорикон в руки откупщиков, предоставляя им право выбора репертуара, мы превращаем клей демократии в уксус, разъедающий ее кладку.