В сознании обывателя – ядерный чемоданчик, это портфельчик с кнопочкой, на конце которой, как на конце иглы Кощея Бессмертного, заключено бессмертие нашей страны. Раз нажал, и все спасены.
Всё более сложно и системно.
Разрабатывать систему ядерной защиты начали ещё в застойные брежневские годы. При последующих генсеках Андропове и Черненко она всё ещё была несовершенна.
Первому полноценно функционирующий к тому времени ядерный чемоданчик вручили Михаилу Сергеевичу Горбачёву. После чего «кнопка номер один» эстафетно ушла к Борису Ельцину.
Президенты получают заветный «ларчик» в день инаугурации, а перед вручением подробно инструктируются по его эксплуатации.
Меж тем, вопреки расхожему заблуждению, ядерный чемоданчик не является некоей волшебной силой, способной в одиночку отразить ядерный удар.
Он – очень важное, но лишь звено в системе координации и контроля за ядерным потенциалом России. Система эта, полностью автоматизированная, именуется «Казбек», а чемоданчик получил название «Чегет».
Тут приходится опровергнуть ещё один распространённый миф, будто «ядерный чемоданчик» один такой в стране, без копий. На деле их три, помимо Президента, устройствами владеют первые лица Минобороны и Генштаба.
Готовность «Чегетов» к активации в час «Ч» неустанно и скрупулёзно проверяется специальными службами. Офицер связи. в ранге не ниже подполковника, непрерывно следует за Президентом с чемоданчиком в руках, к слову, исполненным в виде аккуратного, не привлекающего внимание «дипломата». В случае угрозы для столь важной для страны вещи, офицер имеет полномочия стрелять на поражение без предупреждения.
По сути, ЯЧ – это комплекс связи. Сам по себе «Чегет» ракеты не запускает. Нажатие кнопки лишь снимает блок с управления ядерным потенциалом государства. Так осуществляется первая степень включения защиты.
Но и эта ступень включается только после того, как система раннего распознавания зарегистрирует пуск вражеской ракеты, а дежурный офицер удостоверится в том, что сигнал
не ложный. Поскольку система срабатывает исключительно на оборону, «первое зло» потенциально всегда будет не нашим. По другому «Казбек» не сработает.
Итак, ответные ракеты выпускаются не президентами ядерных держав, а ответственными за это людьми. В нашей стране – сотрудниками Ракетных Войск Стратегического Назначения. И ещё важный страхующий момент – РВСН начинает действовать, если сигналы поступят не от одного, а сразу от нескольких ядерных чемоданчиков – «миноборовского» и «генштабовского».
Пожелаем хрупкому миру, чтобы до скончания веков никто никогда не коснулся ядерных кнопок
Еще больше новостей https://dpo-dinamika.ru/ !