Основные принципы доктрины буддизма - Четыре Благородные Истины (в таком переводе принято их называть по-русски):
1. Существует страдание - неудовлетворенность, волнение, тревожность, озабоченность, дискомфорт, страх, беспокойство непостоянством и неполнотой, фрустрация.
2. У страданий есть причина - привязанность, цепляние и жажда чувственных удовольствий, страх изменений, а также желание, основанное на ложном представлении человека о неизменности своего «я», являющимся иллюзией, интеллектуальным понятием, лишенным связи с действительностью и проистекающим из невежества.
3. Существует возможность освободиться от страданий. Достижение состояния, в котором не существует ложного представления об отдельном «я», а постоянным и единственным ощущением становится переживание единства всего сущего.
4. Существует Путь, который ведёт к избавлению - метод ведущий к состоянию Будды - Пробужденного. Но это не есть достижение в обычном понимании, потому что никакие приобретения здесь не участвуют. Невозможно желать нирваны или намереваться её достичь, ибо все, что является желаемым, или понимается как объект действия, по определению не является нирваной.
Русскоязычная формулировка Четырех Благородных Истин уже устоялась, но в разных переводах и в разные времена она звучала по-другому, например, так:
1) Тропа Скорби
2) Причина Скорби
3) Прекращение Скорби
4) Путь.
На санскрите это 4 понятия: дукха, самудая, ниродха, марга.
Марга - Срединный Восьмеричный путь:
Путь, указанный Буддой, ведущий к прекращению страдания и освобождению лежит посередине между приверженностью мирским удовольствиям и аскетизмом. Этот метод или учение, с помощью которого саморазочарование просто исчезает. Каждая часть этого пути сопровождается прилагательным самьяк, что значит «полный» или «совершенный».
1. Правильное воззрение (Совершенный взгляд)
По мере занятия практикой человек поймёт, что все составляющие существования являются неустойчивыми, постоянно меняющимися, что причины страдания лежат в его собственном сознании, и что путь к освобождению тоже лежит в его сознании — это преодоление неведения и желания посредством мудрости.
В некотором смысле этот пункт содержит уже все остальные, ибо метод Учения - это, в первую очередь практика ясного осознания, это умение видеть мир таким, каков он есть, и, соответственно если такое видение присутствует, то и все действия будут полны и совершенны.
2. Правильное намерение, Полное понимание)
В целом буддистскую этику можно свести к Пяти Заповедям: не лги, не убивай, не бери того, что тебе не дано, не совершай незаконных половых актов, не употребляй одурманивающих веществ. Соблюдение этих Заповедей ведёт к гармонии на разных уровнях – социальном, психологическом, кармическом. Упражнения в моральной дисциплине являются основой для упражнений в сосредоточении и мудрости. При углублении сознания этические запреты, служащие для сдерживания аморальных действий в начале Пути, переходят в потребность учитывать чувства других живых существ.
3. Правильная (Совершенная) речь
Воздержание от лжи: говорить правду; воздержание от речей, сеющих распри: не рассказывать то, что может поссорить людей; воздержание от грубых слов: говорить мягкие слова, искренние, вежливые; воздержание от пустословия: говорить достойные слова, в нужный момент, здравые и объясняющие, связанные с Дхармой.
4. Правильное поведение (Совершенное действие)
Это связано с деятельностью физического тела, но оценивается с моральной точки зрения. Она включает три аспекта:
Воздержание от желания убивать живые существа, от убийства как ремесла.
Воздержание от взятия того, что не дано, от воровства.
Воздержание от прелюбодеяния: от супружеской неверности, соблазнения, изнасилования. Для посвящённых в духовный сан необходимым условием является соблюдение обета безбрачия.
5. Правильный образ жизни (Совершенная склонность)
В первую очередь в это понятие входят способы получения средств к существованию. Поскольку труд занимает большую часть времени, то для обретения внутреннего мира следует стремиться зарабатывать на жизнь в соответствии с буддийскими ценностями. Необходимо воздерживаться от работы в следующих сферах деятельности:
связанными с торговлей живыми существами, животными и людьми: работорговля, проституция; так или иначе связанными с изготовлением и продажей оружия и инструментов для убийств. Но буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создаёт предпосылки для них; связанными с производством мяса, поскольку для получения мяса требуется убийство живых существ; связанными с одурманивающими веществами: производство и торговля алкоголем, наркотиками; любая деятельность, связанная с обманом, накоплением богатства неправедными и преступными путями: гадание, мошенничество. Правильный образ жизни включает также отказ от излишеств, богатства и роскоши. Только при этом условии можно избавиться от зависти и других страстей и связанных с ними страданий.
6. Правильное усилие (Полное применение)
Этот фактор подразумевает, что практикующий прикладывает устойчивое усилие для того, чтобы отбросить пагубные и вредные мысли, слова, поступки и привычки. Вместе с этим усилия прилагаются к тому, чтобы возникали и поддерживались благотворные и хорошие мысли, слова и поступки по отношению как к самому себе, так и к окружающим, причём так, чтобы это не вызывало трудностей и утомительности.
7. Правильное памятование (Полное воспоминание)
Так же переводится как Правильная Внимательность, Правильное Памятование, Правильная Осознанность, Правильное Внимание. Следует быть постоянно бдительным к тому, что происходит с телом и умом. Нужно быть внимательным, осмотрительным, стараться не говорить и не действовать, исходя из забывчивости и невнимательности. Ум держится в состоянии отстранённого наблюдения того, что происходит с нами и вокруг нас в настоящий момент. В практике правильной внимательности ум учится пребывать в настоящем - открытый, спокойный и бдительный, созерцающий всё, что происходит в данный момент. Все суждения и объяснения должны быть оставлены «на потом», и, если они начинают происходить, это нужно отметить и затем - отбросить.
В Махасатипаттхана сутре сказано, что осознанное наблюдение феноменов ведёт к тому, что мы начинаем различать их возникновение и угасание, и таким образом сможем увидеть прямым видением «Три Характеристики Дхармы» - непостоянство, безличность, страдательность. Благодаря этому возникнет прозрение и появятся качества отсутствия очарованности феноменами мира, отсутствия цепляния и освобождение.
8. Правильное сосредоточение (Полная концентрация)
Это медитативная практика сосредоточения. Практикующий настраивает ум на один единственный объект или феномен, пока не достигает полного сосредоточения и состояния медитативной поглощённости. В традиции Тхеравады есть несколько техник достижения такого состояния. Самой известной считается внимательность к дыханию. Это должно подавить пять помех, чтобы ум вошёл в состояние прямого познания истинной природы феноменов и развития высшей мудрости.
Этот «Путь» не следует понимать линейно, как перешагивание со ступеньки на ступеньку. Все составляющие части должны практиковаться постоянно. Буддисты говорят о своем Пути как о сочетании культуры поведения, культуры психики и культуры мудрости. Таким образом восьмеричный путь дает системное описание всех аспектов жизни - этического, психологического и познавательного. В целом можно заметить, что культура поведения, которую описывают буддийские тексты не сильно отличается от заветов и норм поведения, предписанных в других традициях.