Счетчики стали «умными», и это меняет все, в том числе взаимоотношения в цепочке «производство-поставка-потребление энергии и воды». Неужели скоро потребителю не надо будет заботиться об установке, поверке счетчиков, отличать добросовестных исполнителей от мошенников, но при этом затраты приемлемы, а честность измерений не вызывает сомнений?
Цифровое производство
Производители приборов учета сегодня – это hi-tech компании, ведь они интегрируют разработку и производство электроники, ее монтаж, высокоточную механообработка, литье пластмасс, в т.ч. композитов. Производство счетчиков ведется в соответствии с единой цифровой моделью – с ней, как с эталоном, сверяются результаты каждого этапа производства.
Такая строгость нужна для того, чтобы мы могли доверять показаниям прибора учета. Ведь счетчик – не просто электронный прибор, он отвечает дополнительным метрологическим требованиям, ведь от его показаний зависят платежи за энергоресурсы и воду. Право на работу прибору учета дается в специально аккредитованных лабораториях, это гарантия, что его измерения достоверны.
Умный счетчик - техзадание
Товаром становится не прибор учета, а данные о потреблении ресурса. Для их получения создается целая экосистема, состоящая на низовом уровне из приборов, выходящих на связь в положенное время, далее это базовые станции, опрашивающие приборы и собирающие их показания, еще выше – облачный сервер, ЦОД и цифровая платформа, где данные собираются, структурируются, хранятся и обрабатываются. Все для того, чтобы в результате данные в обработанном, удобном для восприятия виде, но не потеряв достоверности, пришли в диспетчерскую, управляющую компанию, расчетный центр, в смартфон потребителю.
Новый бизнес на учете
Бизнес теперь – не продажа прибора, и даже не продажа плюс обслуживание, а поставка достоверных данных с него. Для потребителя важна становится не цена прибора, а цена получения его показаний за год, пять лет, на всем жизненном цикле прибора.
В учете происходит переход к контрактам жизненного цикла
Это означает, что устанавливать приборы, ремонтировать их, поверять в положенный срок, обеспечивать их работоспособность и гарантировать честность измерений будут «специально обученные люди», и всем сторонам процесса – и ресурсникам, и потребителям – это будет выгодно.
Автор исходной статьи – Сергей Ледовский, генеральный директор НПО КАРАТ, председатель Совета Ассоциации «Метрология энергосбережения»
Еще статьи об инновациях в учете: