Найти тему
СОБОЛЕВ ПИШЕТ

Первый карп

Поехать рыбачить на Сброс было заветной мечтой любого нормального пацана в нашем городе. Ведь это ж целое приключение: в машине, с отцом и его друзьями, за 70 км на несколько дней с палатками... А какие карпы там клюют! А амуры и толстолобики! Эльдорадо.

Сбросом в народе прозвали место, собственно, сброса отработанной воды с Беловской ГРЭС в водохранилище.

Горячая вода круглые сутки поступает по каналу в Беловское море, как его любовно называют местные. Недалеко от сброса расположены гигантские садки, в которых круглогодично разводят карпов, белых амуров, толстолобов, сомов, осетров. И вот сюда-то, к никогда не замерзающей водной глади, спешат рыбаки со всех окрестных городов. И мы не стали исключением...

Фото Евгения Рузанкина
Фото Евгения Рузанкина

О том, что мы едем на сброс, я знал уже за неделю. Мы, то есть я тоже еду! Нетерпение глодало меня сутки напролет. Я перебрал все свои нехитрые снасти, на десять раз проверил снарягу, накачивал и проверял лодку и молча терпел, когда же день отъезда.

В ночь перед выездом я не мог спать от слова совсем. Сначала я ждал, когда же наконец настанет утро. Потом я начал волноваться, что просплю и меня оставят дома. А потом я уснул и просыпался каждые 20 минут, заполошно подхватываясь.

И вот утро. Я слышу, как отец ходит по квартире, заваривает чай. Вскакиваю, бегу умываться и собираться. В груди клокочет радостное предчувствие ПРИКЛЮЧЕНИЯ!

Но вот короткий сигнал под окном - машина приехала, пора. Я несусь к машине вперед всех, распихиваю вещи, бережно укладываю удочки и спиннинги... Ехать мне придется скрючившись в три погибели - так много всего в машине. Но меня это не пугает.

Дорогу описывать не буду - я уснул. И вот мы свернули с трассы и передо мной открылась панорама на Беловское море и высоченные трубы ГРЭС. Ух какой вид! Как много воды! Мы катим вдоль канала, на бетонных укосах которого сидят рыбаки. Их очень много. И они сидят здесь летом и зимой, ведь вода не замерзает. И рыба клюет тоже с непременным успехом.

Канал закончился, и мы выехали на берег. А здесь - столпотворение. Народу - тьма. Вдоль берега сплошным частоколом, задрав колокольчики к небу, стоят донки. Через каждые 100 метров построены времянки типа остановочных павильонов с буржуйкой и нарами внутри.

Здесь обитает особенная публика. Вокруг буржуек сидят, лежат и бродят мужики. Голые торсы и руки сплошь покрыты татуировками, сиплые голоса и острые взгляды. Они балагурят, но в воздухе постоянный напряг висит, как будто во-вот вспыхнет драка.

Мы разместились на берегу, поставили большую брезентовую палатку и пошли здороваться с соседями. Они прятались от полуденного зноя под навесом из куска брезента. Сидели, чифирили и следили за снастями. Подошли, заговорили:

-Здорово были, - поприветствовал их батя.

-И вам не хворать, - один из чифирящих подал отцу руку, - сына на рыбалку привез?

-Да, надо ж малому показать, как настоящую рыбу ловить.

-А ты, малой, какую рыбу ловишь? - это уже ко мне.

-Да всю, какая ловится. А вы?

Вся компания загоготала.

-Да вы к костру давайте, чаю выпьем.

Кружка с чифирем пошла по кругу. Отец сделал два маленьких глотка и передал кружку мне. Я сделал маленький глоток, потом еще один по примеру отца и отдал кружку. Язык связало в тугой узел, слюна стала вязкой, но никаких других видимых последствий я сначала не ощутил. Но через полминуты сердце забухало мерно и гулко, ускоряясь. Меня бросило в жар, я зашарил глазами в поисках воды. Отец протянул мне фляжку, и я сделал пару судорожных глотков. Уууф! отпустило. Нет, чифир - не мое.

Посидели еще пару минут, отец поспрашивал насчет клева, и мы пошли разбирать снасти.

Справа от места нашей стоянки была небольшая болотинка с камышом по берегам. А дальше - чистая вода и метров через 200 на волнах качались поплавки садков.

Отец начал снаряжать закидушку. Набил кормушки макухой (особая смесь манки, комбикорма, отварной картошки и чего-то еще), наживил комбикорм на крючки.

Заброс! Здоровенное 100-граммовое свинцовое самодельное грузило выстрелило в сторону садков, унося с собой толстую клинскую леску с проволочной кормушкой и калеными крючками. Катушка засвистела. сматывая лесу. Отец притормаживает ее пальцем, чтобы не получилось бороды, разбирать которую никаких нервов не хватит. И вот заброшены все закидушки, развешаны колокольчики, катушки поставлены на тормоз. Теперь только ждать. Мне ждать надоело быстро. Я взял свои поплавочные удочки (одна бамбуковая, а вторая телескоп), и отправился к примеченной загодя болотинке с камышом.

фото из Сети
фото из Сети

Быстро намешал манки, наживил крючок и забросил обе снасти: одну под самый камыш, а вторую ближе к центру заводи. Уселся и стал ждать клева. Жара понемногу спадала, комары садились на липкую спину, раздражающе тонко пищали с разных сторон. И вот гусиное возле камыша перо чуть качнулось...замерло. Снова качнулось, будто кто боком задевает. Я взялся за удилище, готовый подсечь и вытащить на берег того, кто там клюет. Но нет, успокоился поплавок. Из-за спины раздался резкий трески катушки и звон колокольчика - у кого-то клюнула серьёзная рыба! Я обернулся, но увидел, что поклевка не у нас. Повернулся обратно...сто-о-оп, а где поплавок?! Поплавка не было, и удочка медленно сползала в воду. Я подхватил удочку, подсек и почувствовал на другом конце лески могучее сопротивление. Кто-то очень уверенно давил удочки вниз, тащил меня в воду. Ух! Леска звенит, удочка похрустывает в сочленениях, потные ладони крепко вцепились в удилище, ставшее вдруг таким непослушным. А леса тем временем пошла по кругу, разрезая воду, к центру заводи. Я уперся босыми пятками в скользкую мокрую глину, понимая, что вот сейчас скачусь в болото и упущу рыбу, первую такую здоровую в моей жизни!

И тут под водой заворочалась рыбина, огромный желтоватый бок плавно провернулся передо мной, и рыба неотвратимо пошла в глубину. Ну нет, я тебя не отпущу! Ты хорошо сидишь, это точно знаю! Мы боролись еще пару минут, и вдруг рыба рывком пошла к берегу. Врешь, не уйдешь! Я задрал удилище резко вверх, завел его за спину и схватил леску руками, выволакивая карпа на берег. Ах какой это был карп! Карпище!!! Килограмма 2,5 - 3, он тяжело ворочался на траве, солидно бил хвостом и жадно хватал воздух усатым ртом.

Я дрожащими руками освободил крючок, подхватил карпа и понес хвастаться уловом. Мой первый в жизни карпище! Я гордо нес перед собой рыбину, почти не дыша от счастья. И тут вдруг раздался стрекот катушки, колокольчик слетел на траву, и леса начала улетать с бешено вращающейся катушки. Наша, наша закидушка!

фото из Сети
фото из Сети

Отец подскочил, резким движением подсек рыбу и попытался остановить катушку рукой (спиннинг из титановой лыжной палки, невская катушка), но не тут-то было. Рыбина уверенно уходила в глубину. Наконец катушка остановилась, и отец начал подматывать леску. Я молча опустил своего карпа в здоровенный садок и побежал к своим удочкам, вытаскивать их из воды. Наши соседи судорожно выматывали свои снасти - карп во время борьбы соберет все закидушки на берегу, и их потом не распутать, так что это уже традиция - клюнуло у одного, а выматывают все.

Отец тем временем продолжал бороться с неведомой рыбой. За прочность снасти можно было не опасаться - на этот канат с калеными крючками можно было и корову вытащить. Но все же обрывы случались, и было волнительно.

Глядя на то, как упирается отец, я гадал - что ж за рыбина такая там? Отец всю жизнь в шахте и отнюдь не слабак, мышцы так и перекатываются. А гляди ж ты, не сдается ему рыба.

Боролись они минут 20, а потом карп сдался. Отец вывел его, почти не сопротивляющегося, к самой кромке воды. И мы все столпились и глазели на это чудо. Огромный, больше метра, карп, лежал на боку и шевелил грудными плавниками размером в ладонь. Усатый рот открывался и закрывался с громким чавканьем.

-Вот же зверь...

-Да, мамонта вытащил!

-Мужики, глянь, Валера дельфина поймал!

Поднимать его из воды отец не доверил никому. Вручил мне закидушку и пошел за рыбой сам. Поднял его за жабры - голова ну уровне груди, хвост вяло полощется по земле.

Мы погрузили рыбину в машину и поехали на рынок - взвешивать. Весу в карпе оказалось 27 с половиной кг, и это был самый большой виденный мной карп.

А меж тем подкрался вечер, начало темнеть. Мы распалили большой костер и начали готовить. Моего карпа торжественно распотрошили, промыли, натерли изнутри солью и перцем, нафаршировали картошкой и луком. Затем завернули в лопухи, обмазали глиной и сунули под костер. Запекали пару часов, а съели за 10 минут...

Ночь на Сбросе -вовсе не время для сна. Нееет. Ночью начинается ловля раков. Очень увлекательная история!

Берем шахтовый аккумулятор (налобный фонарь с поясной батареей), сачок на длинной ручке и мешок. И идем на бетонные укосы. Скользко, ноги срываются (ты ведь на уклоне стоишь), а под тобой сразу глубина метров 5 и течение из канала. Светишь фонарем под воду, и раки сползаются на этот свет. Знай черпай их сачком и складывай в мешок. Полночи кувыркались, но раков наловили порядочно.

Притащили их к костру и упали спать. Утром же снова рыбалка.

А утро началось с чудесного аромата вареных раков с укропом, ухи и купания в теплой воде.

фото из Сети
фото из Сети

Мы прожили на Сбросе еще два дня. Наш самый большой карп все это время жил на привязи в воде, я даже пытался его кормить, подбрасывая комбикорм. Кроме этого карпа в тот раз поймали еще штук пять или шесть не таких крупных. Ну и я на удочку надергал карасей. В общем, приехали с добычей...

В детстве у каждого из нас был свой Сброс, свое Эльдорадо. Хорошо бы и у наших детей они были. Давайте беречь наши реки, иначе пацанам после нас не доведется вот так же волноваться в ожидании и с замиранием сердца следить за скользящим по водной глади поплавком...