Сергея Ломоносова в Лицее называли Кротом. Почему? Найти ответ практически невозможно. Ехидный М.Корф писал: «Человек способный и умный, но ещё более хитрый и пронырливый: в лицее по этим свойствам мы называли его Кротом». Однако отзывам Корфа о ком-либо доверять трудно (вспомним, как характеризовал он Пушкина!), а другие современники говорят о «Кроте» совершенно иначе: «Он был добрый малый и вообще всеми любим» (П.Вяземский), «Прекрасный малый» (К.Булгаков). Не упомянуто о «пронырстве» Ломоносова и ни у кого из других лицейских товарищей.
Что же можно о нём сказать? Несмотря на то, что был он, вроде бы, всю жизнь на виду, свидетельств сохранилось не так много.
Ломоносов – сын умершего в 1810 г. отставного генерал-майора Г.Ломоносова, учился поначалу в московском университетском Благородном пансионе, и, видимо, уже в Москве был знаком с Пушкиным. Во всяком случае, ещё до открытия лицея Пушкин встречался с Ломоносовым и познакомил с ним Пущина.
Очень интересная деталь: Ломоносова хорошо знали В.Л.Пушкин и П.А.Вяземский, и не просто знали. Вяземский сообщал, что Ломоносов до поступления в лицей был его товарищем. А ведь Ломоносов был на семь лет (разница в таком возрасте огромная) моложе князя! Пушкин передавал Вяземскому из Лицея поклоны от Ломоносова, а тот делал приписки в письмах Пушкина к Вяземскому, писал ему и отдельно. В.Л.Пушкин, в одном из писем к племяннику в 1816 г. писал: «Скажи Ломоносову, что не похвально забывать своих приятелей, он написал Вяземскому предлинное письмо, а мне и поклона нет. Скажи, однако, что хотя я и пеняю ему, но люблю его душевно». Если с семнадцатилетним мальчиком общались и вели переписку взрослые, известные писатели, то и сам мальчик явно был интересным человеком.
Учился Ломоносов прекрасно. «Весьма хороших дарований, весьма благонравен и трудолюбив… Видно в нем решительное желание усовершенствовать нравственные и умственные свои силы с благим намерением быть полезным человеком», - отзывались о нём педагоги.
Вместе с Пушкиным Ломоносов бывал у живших в Царском Селе Карамзиных. Карамзин в 1816 г. сообщал Вяземскому: «Нас посещают питомцы лицея – поэт Пушкин, Ломоносов, и смешат своим добрым простосердечием».
Пушкин был знаком и с братом Ломоносова Николаем, который воспитывался в лицейском пансионе. Ему поэт в 1814 году посвятил одно из первых своих стихотворений «К Н.Г.Ломоносову».
…Дай бог, чтоб грозной непогоды
Вблизи ты ужас не видал,
Чтоб бурный вихорь не вздувал
Пред челноком шумящи воды.
Дай бог под вечер к берегам
Тебе пристать благополучно
И отдохнуть спокойно там
С любовью, дружбой неразлучно.
Мать братьев Ломоносовых, Каролина Семеновна, неоднократно навещавшая их во время обучения, в 1819 г. «в знак признательности к Царскосельскому Лицею и Пансиону за воспитание сыновей предоставила в пользу того и другого прекрасное, весьма ценное собрание» книг, поступивших в библиотеку Лицея и Пансиона.
Ломоносов, награждённый по окончании Лицея «четвёртой серебряной медалью», стал дипломатом и большую часть жизни провёл за границей, причём как в европейских столицах (в 1825 году Пущин ждал его из Парижа), так и в Америке (в 1829 голу Энгельгардт сообщал: «Ломоносов на пути в Соединённые Штаты»).
Вяземский рассказывает: «Пушкин был не особенно близок к Ломоносову, – может быть, напротив, Ломоносов и тут был уже консерватором, а Пушкин в оппозиции против Энгельгардта и много ещё кое-кого и кое-чего. Но как-то фактически сблизили их и я, и дом Карамзиных, в котором летом бывали часто и Пушкин, и Ломоносов, особенно в те времена, когда наезжал я в Царское Село.» Однако совсем Пушкин отношений с Ломоносовым не прерывал, они иногда встречались, и, например, через него поэт передал в Лондон А.И.Тургеневу главы из "Евгения Онегина".
Более 40 лет С.Г.Ломоносов служил на дипломатическом поприще.
Приведу лишь несколько фактов.
В 1835 Ломоносов был назначен поверенным в делах в Бразилии, он объехал побережье Южной Америки от Рио-де-Жанейро до устья Амазонки и едва ли не первый познакомил русских с жизнью этого континента (в «Современнике» за 1841 была помещена его статья «События в области Пара»). Он подружился с императором Бразилии Педро II и давал ему уроки русского языка.
В 1848 Ломоносов был переведён на пост посланника в Португалию, где прославился своими обедами после того, как нанял повара, ранее служившего у римского папы.
В этот период он помог великому К.Брюллову. В 1847 году Брюллов тяжело заболел, не выдержав суровых условий двухлетней работы над росписью Исаакиевского собора. Ему было рекомендовано восстановить здоровье в благодатном южном климате. И по совету С.Ломоносова он отправился на остров Мадейра, находящийся у северо-западных берегов Африки.
Ломоносов всегда интересовался зоологией. В поездках по свету он составил коллекцию чучел редких животных, которую передал в 1851 году в Зоологический музей Казанского университета.
С 1853 по день смерти Ломоносов был чрезвычайным посланником и полномочным министром при Нидерландском дворе. Он удостоен высших российских наград и орденов Испании, Франции, Бразилии, Баварии и Португалии.
И.Пущин в одном из писем интересовался Ломоносовым: «Кажется он, как и я, остался холостяком». Да, так оно и было. Скончался он в 1857 г. от паралича в своём имении Сан-Данелло (близ Флоренции), похоронен в Ливорно, там же, где на 37 лет раньше упокоился другой лицеист – Н.Корсаков.
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
«Оглавление» всех публикаций о Лицее смотрите здесь
Навигатор по всему каналу здесь
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь