Начиная с двухтысячных готов количество фиксируемых преступлений в России неуклонно снижалось, вслед за ростом экономики и благосостояния россиян.
В последние несколько лет правоохранители и общественные организации фиксируют рост подростковой преступности, особенно в малых и средних городах страны.
Очень часто ценить состояние подростковой преступности можно только по косвенны признакам – очень редко жертвы преступлений обращаются в правоохранительные органы. Полицейские и общественные организации проводят анонимные опросы, анализирую статистику подростковых суицидов и общей успеваемости в школах и профессиональных учебных заведениях.
«Подростковые ОПГ существуют в том или ином виде в каждой школе. Набор в „бойцы“ ведется постоянно. Некоторые вступают в ОПГ вполне осознанно, но большинство — в результате прессинга „старших товарищей“. Если не вступишь — станешь „дойной коровой“, будешь все время платить деньги. Не будешь платить — начнут избивать. Такое происходит повсеместно», рассказывает экс-сотрудник правоохранительных органов.
Часто за подростками стоят взрослые рецидивисты, которые направляют и координируют преступную деятельность, используя мессенджеры и социальные сети.
Специалисты связывают рост подростковой преступности с общей экономической ситуацией в регионах – особенно много проблем с подростками возникает в самых депрессивных с экономической точки зрения городах. Хроническая бедность на фоне социальной несправедливости формируют идеальную питательную среду для подростковой преступности.