Найти тему

Истории нашей авиации - Мавиал

Магаданские авиалинии - Мавиал, г. Магадан.
Трудно поверить, что у города с населением в сто тысяч человек может быть свой аэропорт, куда ежедневно летают широкофюзеляжные самолёты из Москвы (вплоть до Боинга 777). Таких городов в России три: Норильск, Анадырь и Магадан.

Ещё труднее поверить, что в таком городе может базироваться аж три авиакомпании, у одной из которых дюжина Ту-154, а у двух других - по десятку Ил-76 и Ан-12!

История Мавиала начинается в 1994 году, когда на базе 1-го Магаданского оао (объединённого авиаотряда - так назывались структурные подразделения Аэрофлота до его распада) было создано три новых оператора. В состав флота Мавиала вошло 13 Ту-154, три Ми-8, а также по одному Ан-12, Ан-24 и Ан-26.

Компания стала первым и на долгое время единственным дальневосточным оператором, выполняющим рейсы в США.

фото (с) Chris Chennell, США, Анкоридж, 2000 г.
https://russianplanes.net/id66085
фото (с) Chris Chennell, США, Анкоридж, 2000 г. https://russianplanes.net/id66085

В 1997-98 годах Мавиал берёт в лизинг два Ил-62М (один у Ульяновского училища, второй у Владавиа) - и приступает к выполнению беспересадочных рейсов в Москву. Вскоре добавляется рейс в Санкт-Петербург - и эти три направления (в столицы и Анкоридж) позволили компании просуществовать ещё почти десятилетие.

Кроме этих "хлебных" рейсов самолёты компании выполняли регулярные рейсы во Владивосток, Екатеринбург, Иркутск, Краснодар, Новосибирск, Петропавловск-Камчатский и Хабаровск.

фото (с) Сергей Рябцев, Домодедово, 2005 г. 
https://russianplanes.net/id68741
фото (с) Сергей Рябцев, Домодедово, 2005 г. https://russianplanes.net/id68741

Одним из ключевых факторов успеха компании был губернатор Магаданской области, Валентин Цветков. Губернатор активно поддерживал крупное авиапредприятие области, и хорошо понимал, что если в регион придут другие операторы, они перетянут на себя пассажиров, а бюджет области лишится заметной доли доходов. В октябре 2002 года Цветкова убивают в Москве. После его убийства монополия Мавиала на дальнемагистральные рейсы оказывается нарушенной. Также в 2003 году, коллектив компании отказывается от приватизации (сейчас, годы спустя, сотрудники считают, что это решение было ошибочным).

В 2006 году положение компании становится критическим. 31 августа сотрудники объявляют голодовку из-за задержек зарплаты. Две недели спустя Росавиация приостанавливает действие сертификата эксплуатанта. 27 ноября, не дождавшись выплаты зарплаты, от голодания на 53 году жизни умер КВС Вадим Шишкин. А ещё через три месяца СЭ компании аннулируется.

Незадолго до банкротства Мавиала компания Аэрофлот-Российские авиалинии сообщает о решении создать в Магадане свой филиал - и принять в штат около 200 сотрудников Мавиала. Как часто бывает в таких ситуациях, дальше обещаний дело не пошло - и в Магадане базовой компании больше нет.

фото (с) ябортпроводник, Магадан, 2009 г. 
https://russianplanes.net/id6351
фото (с) ябортпроводник, Магадан, 2009 г. https://russianplanes.net/id6351

Авиакомпания "Мавиал". Реестр, фотографии, история.