Найти тему

Великий князь – учёный, меценат и вор. Но последнее не доказано

Николай Константинович
Николай Константинович

Старший сын Великого князя Константина Николаевича Великий князь Николай Константинович, окончив с серебряной медалью Академию Генерального штаба, первым из монаршей фамилии Романовых получил высшее образование.

Когда родители против

По окончанию Академии и путешествия по Европе Николай зачислен командиром эскадрона в лейб-гвардии Конный полк и на одном из балов-маскарадов познакомился с американской танцовщицей Фанни Лир (наст. — Харетт Блэкфорд), ровесницей, которая к тому времени уже побывала замужем и имела малолетнюю дочь. Вспыхнувший роман крайне обеспокоил его родителей. Давно жившие раздельно, они встретились, чтобы обсудить, как спасти сына. Константин Николаевич заявил, что лучшее средство вылечить офицера от любовной холеры — отправить его на войну. И 23-летнего офицера Генерального штаба в 1873 году в составе русского экспедиционного корпуса направили в поход на Хиву. Следуя в авангарде, возглавленная им разведгруппа попала под такой плотный артиллерийский огонь, что их возвращения не ждали. За участие в Хивинском походе он был награждён орденом Святого Владимира 3-й степени. Но по возвращению «с того света» молодой бравый полковник Николай Константинович поехал в Европу с Фанни Лир.

Кража, следствие, суд

14 апреля 1874 года Александра Иосифовна Саксен-Альтенбургская обнаружила в Мраморном дворце пропажу трёх бриллиантов с оклада иконы великокняжеской супружеской четы, которой Император Николай I благословил своего сына Константина и его невесту на брак. Великая княгиня от расстройства слегла. Великий князь Константин Николаевич вызвал полицию, которая обнаружила бриллианты в одном из ломбардов Санкт-Петербурга и сдавшего их туда адъютанта Великого князя Е.П. Варнаховского. На допросе тот категорически отрицал причастность к краже и говорил, что лишь отнёс в ломбард камни, переданные ему Великим князем, но Николай, присутствовавший на допросе, поклялся на Библии, что не виновен, и этим, как говорили, усугубил свой грех. Отцу он сказал, что готов, выручая своего товарища, взять вину на себя. Император Александр II, взявший дело под личный контроль, подключил к расследованию шефа корпуса жандармов и начальника Третьего отделения (1866—1874) генерал-адъютанта графа Петра Андреевича Шувалова (1827—1889), который позднее в своём дневнике записал: «Никакого раскаяния, никакого сознания… Заклинали всем, что у него осталось святым, облегчить предстоящую ему участь чистосердечным раскаянием и сознанием! Ничего не помогло!»

Шувалов посчитал, что бриллианты были похищены Николаем Константиновичем, чтобы на вырученные деньги приобрести подарки любовнице. На семейном совете решили признать Николая душевнобольным и по указу Императора высылать из Санкт-Петербурга. А Фанни Лир навсегда выдворили из России.

Ссылка

Его вывезли из Петербурга осенью 1874 года и за неполных семь лет поменяли, как минимум, 10 мест жительства, среди которых были Владимирская губерния, Умань, Оренбург, Самара, Крым, местечко Тывров близ Винницы, пока летом 1881 года он ни оказался в Ташкенте. В 1877-1878 годах, когда Россия отвоёвывала свободу и независимость балканских славян, экспедиция Великого князя изучала возможность соединить удобным путём Туркестанские земли с центральной Россией. В 1878 году экспедиция князя изучала судоходство по Аму-Дарье и возможность поворота её течения в Каспий. Зимой в Оренбурге князь обвенчался с дочерью городского полицмейстера Надеждой Александровной Дрейер. Но стараниями монаршего семейства специальным указом Синода брак был признан недействительным. Князя выслали в Туркестанский край, и Надежда, оказавшись при князе-изгое в сомнительном статусе жены-сожительницы, последовала за ним в Ташкент.

Одна из лучших русских областей

В Туркестане Великий князь жил сначала как полковник Волынский, но стал именовать себя Искандером. 22 апреля (4 мая) 1899 года «дворянке Надежде Дрейер Высочайше повелено именоваться впредь фамилиею Искандер». Эту фамилию стали носить и потомки: старший сын князь Артемий (1878—1919), князь Александр (1887—1957), князь Кирилл (1915—1992) и княжна Наталья Николаевна Искандер (1917—1999), участница Великой Отечественной войны и мастер спорта СССР по мотогонкам.

В Ташкенте Великий князь приобрёл и записал на жену мыловаренный завод, фотографические мастерские, бильярдные, наладил производство и продажу кваса, переработку риса, мыловаренные и хлопковые мануфактуры, и на деньги, полученные от предпринимательства, построил первый в Ташкенте синематограф «Хива». На средства князя замостили улицы, организовали базар, построили театр, клуб, больницу для бедных, богадельню, цирк и публичный дом. Используя самые передовые технологии безотходный цикл он одним из первых в Туркестанском крае стал строить хлопкоочистительные заводы.

Первым ирригационным проектом князя было выведение из Чирчика по правобережью реки канала, названного им Искандер-арыком. Тут же заложили «великокняжеское» селение Искандер. В 1886 году Великий князь приступил к «выводу» сырдарьинской воды, желая оросить часть Голодной степи между Ташкентом и Джизаком. Вдоль канала возникло семь посёлков уральских казаков, также именовавшихся «великокняжескими»: Николаевский, Конногвардейский, Романовский, Надеждинский, Верхне-Волынский, Нижне-Волынский и Обетованный. Яицкие казаки обращались к нему «батюшка-князь». К 300-летию Дома Романовых в 1913 году открыт 100-километровый Романовский оросительный канал, вдоль которого в Голодной степи выросло 119 русских селений.

Великий князь писал: «Туркестан можно сделать одной из лучших русских областей».

Личное мнение

Николай Константинович всю жизнь считал, что его дяде Императору Александру II Освободителю престол достался «по недоразумению». По нормам престолонаследия Российской Империи, законным преемником Государя признавался его сын, родившийся, когда он был уже государем или официально являлся наследником. Поскольку после смерти бездетного Александра I и отказа от престола следующего по старшинству Константина Павловича, на трон в 1825 году взошёл младший брат Николай Павлович, не являвшийся официально наследником на момент рождения в 1825 году его старшего сына Александра. А посему, законное право наследовать трон после смерти Николая I было у родившегося в 1827 году его сына Константина и, затем, его потомков, т.е. их ветви. Великий князь Николай Константинович говорил об этом открыто, что делало его и для Александра II, и для Александра III «беспокойным лицом».

В 1881 году Николай Константинович испросил разрешения прибыть на похороны убитого Александра II, на что провозглашённый Императором его двоюродный брат Александр III ответил: «Вы обесчестили нас всех. Пока я жив, ноги Вашей не будет в Петербурге!».

Отречение 2 марта 1917 года Императора Николая II Николай Константинович воспринял с восторгом и отправил приветственную телеграмму Временному правительству. Тем более, что Александра Фёдоровича Керенского он знал лично, поскольку почти 10 лет они жили по соседству в Ташкенте. Обретя гражданскую свободу князь, хотя и страдал астмой, поехал в Петербург, где участвовал в крещении родившейся в феврале внучки Натальи. Вскоре гражданин Романов вернулся, но 14 (27) января 1918 года скончался от воспаления лёгких на даче под Ташкентом, прожив большую часть жизни изгнанником, однако так и не признав своей вины.

***

В январе 2019 года в подвале особняка Великого князя в Ташкенте обнаружен клад стоимостью более 1 миллиона долларов. В коллекции предметы старины, произведения искусства, золотые и серебряные монеты, посуда, картины, иконы и изделия из драгоценных металлов.